НАЛОГОВЫЙ АЛЕРТ
Изменения НК РФ:
налоговое администрирование и НДС
В ближайшее время налогоплательщиков ждут положительные изменения, касающиеся порядка проведения мероприятий налогового контроля, экспортного НДС и контролируемых сделках. Однако текст проекта должен быть доработан.
Законопроект № 249 505−7 [1], внесенный в Государственную Думу 15 августа 2017 г. предполагает введение сразу нескольких блоков поправок в НК РФ, полезных налогоплательщикам.

Скорее всего, новые положения НК РФ вступят в силу 01 января 2018 года. Целями проекта являются, как следует из пояснительной записки:

  • настройка налоговой системы на стимулирование деловой активности;
  • снижение административной нагрузки;
  • обеспечение стабильности и предсказуемости налогообложения.

1. ИЗМЕНЕНИЯ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1. Снижение срока проведения камеральной налоговой проверки с трех до одного месяца.

Сокращение сроков проверки приведет к ускорению получения возмещения НДС из бюджета, но также заставит проверяющих активнее работать на каждой проверке.

1.2. Накладываются ограничения на предмет повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением суммы налога к уплате — предметом такой проверки будет только правильность исчисления налога.

Тем не менее, в пояснительной записке указывается, что предметом такой проверки может быть только «обоснованность уменьшения налога». Вероятно, текст проекта будут приводить в соответствие с текстом пояснительной записки.

В судебной практике есть неоднократные споры о предмете повторной выездной налоговой проверки [2]. Существуют риски, что новая норма будет обходиться налоговыми органами и судами, если они будут ссылаться на отсутствие существенных нарушений прав плательщика, поскольку он все еще может защищать нарушенные права в суде [3].

1.3. Поправки о дополнительных мероприятиях налогового контроля (ДМНК):

Законопроектом предусматривается, что по итогу проведения ДМНК будет составляться отдельный акт. Содержание акта:

Сущность налогового нарушения, которое было отражено в акте налоговой проверки и подтверждено ДМНК;

К акту прикладываются материалы, полученные в ходе ДМНК.

В пояснительной записке указывается, что в акте ДМНК также будут содержаться:

Суть контрольных мероприятий;

Выводы, сделанные по итогам ДМНК.

Учитывая ситуации [4], когда у плательщика нет возможности ознакомиться с материалами, полученными в рамках ДМНК, их влиянии на выводы проверяющих — мы оцениваем предложенные изменения как положительные.

Однако, ни в законопроекте, ни в пояснительной записке нет положений об указании в акте мотивировки и аргументации проверяющих — это может привести к тому, что исполнение нормы налоговыми органами будет формальным и искусственно ограничивать права плательщиков на судебную защиту.

В пояснительной записке указано, что «налогоплательщик получает возможность ознакомиться с таким актом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам». Порядок получение акта ДМНК будет дублировать положения НК РФ для актов налоговой проверки.

Акт о проведенных ДМНК будет вручаться в течение пяти дней со дня их окончания. Учитывая 10-дневный срок, отведенный НК РФ на представление возражений по результатам ДМНК, плательщику отведен крайне малый срок на ознакомление с актом и подготовку возражений.

Законопроект не содержит информации о том, будут ли процедурные нарушения при рассмотрении материалов ДМНК признаваться основаниями для отмены решения налогового органа (или решения в части). Если законопроект на закрепит нарушения ДМНК (например, несоставление акта ДМНК, невозможность ознакомления с материалами) как такое основание для отмены решения налогового органа, мы оцениваем полезный эффект от вносимых изменений как минимальный.

2. ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ

2.1. Повышение порога суммы доходов по сделке для признания внутрироссийской сделки контролируемой до 3 миллиардов рублей.

Помимо того, что данное решение позволит проверяющим «плотнее» заниматься крупными сделками, данная норма также лишает сделки ниже порога определенного уровня гарантий, доступных им на текущий день.

Учитывая нестабильную практику по сделкам ниже нынешнего порога в 1 миллиард рублей, поправки по сути отрезают сделки с доходами до 3 миллиардов рублей от гарантий, установленных для контролируемых сделок судебной практикой [5] и законодательством: симметричных корректировок, самостоятельных корректировок, особых процедур проверок цен для контролируемых сделок.

2.2. Для признания сделок с взаимозависимыми иностранными компаниями контролируемыми предлагается установить порог с 60 миллионов рублей.

На данный момент порог не установлен, соответственно, все такие сделки относятся к контролируемым.

3. ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ЭКСПОРТНОГО НДС

3.1. Для применения ставки 0% при реализации услуг по представлению ж/д подвижного состава, контейнеров для некоторых категорий перевозок исключается требование о праве собственности или аренде (в том числе лизинг) на указанные составы, контейнеры.

В пояснительной записке указано, что вещное право на имущество не влияет на суть самой услуги, и, соответственно, не должно влиять на налоговые последствия оказания таких услуг.

В ситуациях, когда компании привлекали для оказания таких услуг третьих лиц [6], налоговые органы успешно оспаривали применение ставки НДС 0%.

3.2. Для применения ставки 0% при экспорте товаров, припасов — покупателем может быть не иностранное лицо.

Российским компаниям, работающим за рубежом данная норма поможет упросить деятельность — больше не придется создавать иностранные юридические лица исключительно для выполнения норм закона.

Экспорт между двумя российским организациями, уже становился предметом внимания судов и регулирующих органов. Ситуация складывалась не в пользу плательщиков [7].

3.3. Документы, которые представляются экспорте товаров, припасов через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору теперь представляются только для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, а не налоговых вычетов.

Потенциально, предлагаемая норма частично решает проблему, когда налоговые органы и суд отказывают в применении экспортной ставки и вычетов по операциям, если документы собраны и представлены позже выполнения самих операций [8].

3.4. Исключение товаросопроводительных документов, обосновывающих применение ставки 0% при вывозе товаров за рубеж.

Данное изменение снизит административную нагрузку на компании.

3.5. Представление документов, обосновывающих применение ставки 0% в налоговую при подаче деклараций исключает их повторное представление.

На наш взгляд, предложенное изменение дублирует норму ст. 93 НК РФ, закрепляя сложившуюся судебную практику.

3.6. Для применения ставки 0% транспортно-экспедиционные услуги по внутрироссийским перевозкам могут оказываться без предоставления ж/д состава, контейнеров.

4. ИЗМЕНЕНИЯ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ

Законопроект предлагает закрепить момент определения имущественной базы при передаче имущественных прав как день передачи имущественных прав (п. 8. ст. 167 НК РФ).

Мы видим потенциальные проблемы для компаний, поскольку при таком подходе налоговая база определяется единожды. Хотя ранее практика исходила из порядка определения налоговой базы, аналогичной порядку определения базы для длящихся услуг.

При формальном прочтении нормы компании будут вынуждены рассчитывать налоговую базу со всей суммы сделок, оплата по которым обычно носит периодичный характер или делится на части — например, передача прав на товарный знак на несколько лет с уплатой роялти в зависимости от выручки. В пояснительной записке цель таких изменений не раскрыта.
Скачать алерт в формате PDF
Примечание:
[1] http://sozd.parlament.gov.ru/bill/249505-7

[2] Постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09 по делу N А44−23/2009, Постановление ФАС МО от 18.12.2013 N А40−131 026/12

[3] Постановление А С МО от 11.08.2016 N А40−213 572/2015

[4] См. например: Постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09, Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Постановление АСМО от 13.01.2017 № А40−67 854/2016, Постановление 12 ААС от 06.12.2016 № А12−22 979/2016,

[5] «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда Р Ф 16.02.2017)

[6] См.: Постановление А С УО от 06.05.2015 № А60−34 867/2014, Постановление А С УО от 26.01.2015 N А60−16 744/2014

[7] Постановление Президиума ВАС РФ от 03.10.2006 N 7057/06, Письмо Минфина России от 08.05.2013 N 03−07−08/16 131

[8] Постановление 3 ААС от 10.12.2015 № А33−889/2013
Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой данного письма, мы будем рады на них ответить. Контакты юристов Вы найдете ниже.
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: kostalgin@taxadvisor.ru
моб.+7 910 417 58 87
Александра Алексеева
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: lxv@taxadvisor.ru
Алексей Яковлев
Руководитель налоговой практики
тел.+7 495 230 01 46
email: yakovlev@taxadvisor.ru
Photo credit: aotaro
Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor"
info@taxadvisor.ru
+7 495 230 01 46
Отписаться от получения рассылки можно здесь