Taxadvisor weekly 03/2024
Приглашаем на бизнес-завтрак
Мы расскажем о последних тенденциях в применении налогового законодательства и их влиянии на бизнес в 2023 году. Обсудим с вами изменения в налогообложении с 2023 года. Разработанная нами программа будет интересна финансовым директорам, главным бухгалтерам, руководителям налоговых и юридических департаментов крупного и среднего бизнеса.

Цель нашего мероприятия — дать понимание, какие налоговые стратегии будут работать в 2024 году.
Регистрация
Новости
Вычет на лечение животных. Группа депутатов подготовила законопроект, но не внесла его в Госдуму. Депутаты предлагают вводить налоговые вычеты на лечение животных, по аналогии с вычетами на лечение детей. Чтобы получить вычет, животное нужно чипировать и зарегистрировать.
ФНС о подтверждающих документах для вычетов. C 2024 года вступают в силу поправки, которые упростят получение вычетов на лечение, обучение, страховку и фитнес. Для вычета больше не нужны договоры и чеки, теперь достаточно предоставить в налоговую справку по утвержденной форме. Справку для вычета выдает тот, кто оказывал услугу: школа, институт, клиника, страховая или фитнес-клуб. Организация, которая оказывает услугу, может передавать справки через ТКС сама – в этом случае вам не придется подавать декларацию, вы сможете получить вычет в упрощенном порядке. Изменения применяются к расходам налогоплательщиков, понесенным с 1 января 2024 года.
ВС РФ разберется со ставкой налога для ИЖС. В 2020 году ПИФ заплатил земельный налог за ИЖС по ставке в 1,5%, затем - пересчитал по льготной ставке в 0,3% и попросил вернуть переплату. Инспекция отказала, потому что участки использовались в предпринимательской деятельности. Спор дошел до Верховного Суда, который определит, какую ставку должны применять компании по ИЖС.
Как изменятся правила маркировки товаров. Минпромторг борется с нелегальной продукцией: будет автоматически блокировать контрафакт и вводить обязательную маркировку для новых категорий товаров. Сейчас маркируют лекарства, воду, обувь и табак, проводят эксперимент по маркировке рыбных консервов, кормов и игрушек. В этом году начнут экспериментировать с косметикой, бытовой химией, слабоалкогольными напитками. Власти сообщают, что системы прослеживания товаров связаны с другими системами, поэтому ведомства видят расхождения данных. В будущем Минпромторг планирует разработать аналогичную систему контроля для всего ЕАЭС.
В 2028 году может появиться плата за выброс парниковых газов. Минэкономразвития составило план для снижения выбросов . По плану в ближайшие годы появится правовая основа для взимания нового сбора. Платить новый сбор нужно с 2028 года. Проект документа готов, сейчас его изучают Минфин, ФНС, Минпромторг, Минэнерго и Минприроды. Сколько денег будут брать с бизнеса - еще не определили.
Блиновская пойдет в банкротство. Сумма задолженности по налогам – больше 1 млрд рублей. Адвокат соощила, что семья Блиновской не сможет погасить задолженность из-за ареста имущества и счетов. Блиновская, ее муж и родители планируют банкротиться.
Судебная практика
СКЭС разберется, как начисляются страховые взносы для МСП при выплате компенсации работникам за пользование личным имуществом. Инспекция провела налоговую проверку в отношении Общества, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью, в результате которой установила, что лицо не уплатило страховые взносы. Также Обществу были доначислены пени и штрафы. По мнению органа, Общество занизило базу для исчисления страховых взносов, исключив из нее суммы компенсации за использование личного имущества работников в интересах заявителя.

Так, в локальных актах Общества была установлена компенсация за использование личного имущества работников, а именно рыбаков. Однако Инспекция посчитала, что размер указанной компенсации был напрямую связан с производственными результатами по добыче рыбы. Налоговый орган доначислил страховые взносы по тарифу 30%.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций посчитали, что доначисление по тарифу 30% правомерно: общество не обращалось в налоговый орган с заявлением о применении пониженных тарифов при уплате страховых взносов. Так, по мнению судов, у налогового органа не было права самостоятельно осуществить перерасчет налоговых обязательств общества без соответствующего заявления с его стороны.

Общество обратилось в Верховный Суд. По мнению Общества, суды не учли, что оно входит в реестр МСП, а тарифы страховых взносов для МСП применяются налоговыми органами без заявительного порядка. Кассационная жалоба общества была передана в СКЭС Верховного Суда РФ.
СКЭС ВС РФ рассмотрит спор об обратной силе закона в валютном регулировании. Общество было привлечено к административной ответственности за совершение незаконной валютной операции, составившей чуть более 26 тысяч рублей. Штраф по такой операции составил 75% суммы. По решению суда первой инстанции штраф был снижен до 9 тысяч рублей. Общество штраф заплатило в полном размере.

Вскоре с нововведениями в КоАП санкция по вмененному обществу правонарушению была снижена, и общество обратилось в Инспекцию с заявлением о прекращении исполнения указанного постановления инспекции полностью либо в части.

Инспекция оставила заявление общества без удовлетворения, так как суд первой инстанции уже снизил штраф. Общество оспорило данное решение в арбитражном суде и попросило признать не подлежащим исполнению постановление о назначении административного наказания.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что возможность именно прекращения исполнения указанного постановления инспекции была утрачена в связи с исполнением Обществом судебного решения. Вместе с тем, Общество не лишено возможности обратиться в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного штрафа.

Общество обратилось в Верховный Суд РФ, так как суд округа рассмотрел кассационную жалобу единолично без вызова сторон, ссылаясь на то, что судом первой инстанции дело было рассмотрено в порядке упрощенного производства, что не соответствует действительности. Допущенные процессуальные нарушения были признаны существенными и достаточными для рассмотрения жалобы ВС РФ.
Многократные нарушения сроков налогового контроля не являются основанием для отмены решения налогового органа. Инспекция провела проверку в отношении общества и доначислила ему НДС, пени и штраф. Налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании решения Инспекции недействительным, так как инспекция существенно нарушила установленные законом сроки налогового контроля.

Суд действительно усмотрел нарушения сроков: в ходе проведения выездной налоговой проверки инспекцией неоднократно выносились решения о приостановлении проведения проверки и о ее возобновлении; решение органа также не вовремя было вручено заинтересованному лицу. Так, нарушение составило 122 дня. Пройдя период возражений и дополнений к акту, Инспекция вынесла решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое было вручено налогоплательщику более чем через год после вынесения. Так, нарушение составило 377 дней.

Налогоплательщик представил апелляционную жалобу. С нарушением в 142 дня, Инспекция отклонила апелляционную жалобу. При этом требование об уплате соответствующих налогов и сборов поступило в адрес налогоплательщика своевременно.

Суд решил, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. Также, несмотря на доводы налогоплательщика, суд указал, что совокупное нарушение сроков вручения акта проверки, дополнения к акту, решения по результатам выездной налоговой проверки не привело к нарушению предельно допустимого двухлетнего срока взыскания задолженности.
Суд раскрыл тщательно замаскированный формальный документооборот с несколькими иностранными компаниями. Инспекция провела налоговую проверку в отношении общества. По результатам проверки, лицу были доначислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы.

По мнению налогового органа, общество заключало нереальные сделки с другой компанией для получения налоговых вычетов по НДС, а также необоснованно включило в состав внереализационных доходов и расходов положительные и отрицательные курсовые разницы, возникшие при переоценке задолженности перед гонконгской компанией в долларах США, а также проценты по договору займа. Общество обратилось в суд с требованием о признании решения инспекции незаконным. С гонконгской компанией общество заключило договор займа в долларах США под 5% годовых. Компания была ликвидирована, однако общество и после ее ликвидации в учете отражало положительные и отрицательные курсовые разницы и проценты. Налоговый орган счел это неправомерным. Общество представило возражения на акт, где указало, что гонконгская компания по договору цессии передала право требования долга по займу компании в ОАЭ. Однако суды указали, что сведения о данной организации отсутствуют вовсе, в частности информация о компании, о её директоре отсутствует в БД Bureau van Dijkа. Уступка требования в бухгалтерском учете не отражена. Проанализировав представленные документы, суды установили, что перечисление процентов по займу не осуществлялось.

Кроме того, Общество предложило суду еще один комплект документов, согласно которому право получить задолженность перешла на турецкую компанию, которая одновременно являлась поставщиком продукции для Общества. Выяснилось, что у турецкого поставщика возникла задолженность перед обществом, и компании решили произвести зачет взаимных требований. Так, суды усмотрели, что тем самым у заявителя появляется возможность не возвращать денежные средства в Российскую Федерацию по договору поставки и формально завершить обязательства по договору займа.

Суды пришли к выводу, что неисполнение условий договора займа свидетельствует об отсутствии целей по его исполнению и о создании возможности для Общества учитывать в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций суммы начисляемых по договору займа процентов на протяжении всего периода.
Международное налогообложение
ОАЭ не планирует вводить НДФЛ. На встрече замминистров арабских стран по финансам представитель от ОАЭ это подтвердил. Интересно, что ранее МВФ было предложено два варианта развития налоговой политики в отношении НДФЛ.

Первый - замаскировать НДФЛ под налог на потребление. Замысел заключается в том, чтобы "зашить" НДФЛ в НДС или акцизы. Таким образом можно будет скрыть налог и взымать его через продажу определенных товаров.

Второй - ввести НДФЛ с трудовых доходов. При этом предполагается, что широкому освобождению подвергнутся государственные и частные служащие. В начале предлагается установить достаточно низкую ставку налога, после чего подвергнуть ее постепенному увеличению и выравниванию с прочими налогами.
Для лиц, получающих доход от бизнеса и коммерческой деятельности свыше 272 тысяч долларов, НДФЛ уже существует даже вне зависимости от того, являются ли они резидентами. Так же МВФ отмечает, что введение прочих имущественных налогов может столкнуться с политическими проблемами, поэтому в данный момент стоит сосредоточиться на реализации механизма НДФЛ.
Россия обновила уведомление о вступлении в силу положений MLI по ряду СОИДН.

Изменению подверглись соглашения с Арменией, Гонконгом, Мексикой, Румынией и Вьетнамом. Изменения в основном затрагивают взимание налога у источника и других налогов. Положения вступят в силу для: России, Мексики, Румынии, Вьетнама - с 1 января 2025 года; Армении - с 1 января 2024 года по налогам у источника и с 16 августа 2024 года по другим налогам; Гонконга - с 1 дня налогового периода по налогам у источника, начинающегося с 16 февраля 2024 года и с 16 августа 2024 года по остальным налогам

Примечательно, что с для всех стран так же в силу вступает тест основной цели. Для Мексики он осложнится LOB тестом. Тест основной цели служит для отсева компаний, которые создают иностранные организации только для того, чтобы воспользоваться налоговыми льготами. Чтобы его пройти, надо доказать деловую необходимость создания такой структуры.
Новый "цифровой" налог для иностранных компаний составит 3%. Иностранные компании, получающие доход от российских пользователей, будут платить 3-х процентную ставку налога. Forbes со ссылкой на чиновника в Министерстве цифрового развития утверждает, что решение о повышении ставки уже принято, а собранные средства будут направлены на обеспечение льгот для российских обществ, занимающихся деятельностью в области IT.

Налог будет распространяться на все доходы, полученные иностранной организацией от российских пользователей. Сообщается, что взимание будет осуществляться на примере уже существующей практики в Великобритании, где такая налоговая нагрузка возложена на такие компании, как Amazon, Google, Facebook.
Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать.
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: kostalgin@taxadvisor.ru
Александра Алексеева
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: lxv@taxadvisor.ru
Алексей Яковлев
Партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: yakovlev@taxadvisor.ru
Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor"
info@taxadvisor.ru
+7 495 230 01 46
Отписаться от получения рассылки можно здесь