Taxadvisor weekly №19/20
Новости
Президент РФ составил список поручений в сфере банковского кредитования. Теперь Правительству предстоит изменить критерии, которым должны соответствовать компании для получения государственной поддержки, главным из которых станет снижение выручки. Размер ответственности ВЭБ по гарантиям увеличат, а для системообразующих компаний - увеличат лимиты. Совместно с ЦБ Правительство также подготовят предложения для изменений НК в части порядка определения налоговой базы по доходу от процентов для банков по выданным кредитам. Кроме того, Президент предлагает активнее внедрять онлайн-технологии для выдачи ипотечных кредитов и получения согласия на обработку персональных данных.
1 млн компаний прекратят деятельность к августу - такое предположение сделали крупнейшие бизнес-объединения. Ежегодно в августе публикуется статистика по количеству МСП в стране. Например, в прошлом году на фоне увеличения ставки НДС, ухудшения экономических условий и строгого введения ККТ были ликвидированы около 700 000 субъектов МСП. В этом году статистика будет еще хуже - поддержка со стороны государства оставляет желать лучшего, считают представители объединений. Снижение количества компаний сильно повлияет и на занятость населения. На восстановление деятельности МСП потребуется не меньше, чем два года.
Законопроект об изменениях в НК в части страховых взносов внесен в ГД. История этого законопроекта началась еще в октябре 2019 года. Именно тогда КС признал неконституционным отказ в возврате переплаты по страховым взносам. КС призвал законодателя обратить внимание на проблему: не все тарифы можно считать "безвозвратными". Авторы законопроекта указывают, что прежде чем отказывать в возврате, нужно уточнить, будут ли затронуты права застрахованных лиц в таком случае. Законопроект предусматривает, что если сумма учтена на счете лица, которое вышло на пенсию, то осуществить возврат не получится. Историю этого противостояния можно прочитать в нашем блоге.
Судебная практика
Оживет ли концепция должной осмотрительности от единичного применения Верховным Судом? Компания приобрела у контрагента инструменты, запчасти к ним и стройматериалы. Поставка произошла, покупатель на основании стандартного пакета документов заявил вычет по НДС, в котором налоговики ему отказали. Суд первой инстанции не увидел реальность сделки и посчитал, что не проявлена должная осмотрительность.

Апелляция факт поставки установила, но решение налоговой не отметина. От себя коллегия арбитров добавила, что контрагент не уплатил налог в бюджет. Этим нарушено неписаное в законе правило, что вычет дают при сформированном в бюджете источнике. Ничего путного не сказала и кассация.

СКЭС не согласилась с коллегами. Не должно быть так, что добросовестный бизнес страдает от неуплаты контрагентом НДС в бюджет. Если будет установлено, что покупатель догадывался, либо все указывает на то, что он должен был предполагать, что налог до бюджета не дойдет, тогда отказ в вычете правомерен. Здесь же налоговая никак не подтвердила злой умысел всех сторон сделки.

В судебном акте дан еще один важный комментарий: налоговики по привычке включили аргумент о большой доле вычетов в базе поставщика - 98%. Экономколлегия отметила, что незначительность налогового бремени ≠ уклонение от уплаты. Дело ушло на новый круг рассмотрения.
Нельзя на формальном основании отказывать в возврате переплаты таможенной пошлины. Организация ввезла финскую смоляную эмульсию для повышения прочности производимого ей картона. Дополнительная проверка таможни закончилась корректировкой стоимости. Брать цену, согласованную в контракте, якобы было нельзя, из-за чего применен резервный метод - анализ сопоставимых контрактов.

Разницу компания доплатила, а с правомерностью доначисления разбиралась позднее. Хотя решение таможенного поста о пересчете стоимости было отменено, сразу вернуть таможенные пошлины не удалось.

Таможня отказала в возврате, потому что не увидела документального подтверждения факта излишней уплаты. Если стоимость в декларации скорректирована незаконно, а пошлины исходя из нее уплачены, это еще не излишняя уплата. Чтобы претендовать на возврат, декларацию нужно возвращать к исходному значению. Тогда - да, бюджет неосновательно обогащается. Заявление на корректировку компания не подавала. По мнению судов, это и было ее ошибкой.

СКЭС обратила внимание, что предлагаемая организации модель работала бы, если бы ошибку совершил сам декларант, но не когда доначисление уже признано незаконным. Чтобы не разводить бюрократию на пустом месте, Верховный Суд отправил дело на новое рассмотрение. Судам предстоит рассмотреть вопрос законности возврата переплаты, как если бы компания сделала все, что от нее хотели.
ВРП участка имеет приоритет над его фактическим использованием. Краснодарской компании принадлежит земельный участок во внутригородской территории. За данный актив предприятие уплатило земельный налог. Ставка была применена исходя из того, как фактически используется участок.

Проверяющие настаивали, что первичное значение имеет вид разрешенного пользования. Участок предназначен для размещения объектов торговли, и ставка налога за такую землю в 8 раз больше примененной компанией.

Выбор пониженной ставки компания объяснила решением городской думы. Законодатели решили облегчить налоговое бремя собственникам участков, на которых размещены объекты промышленности и ЖКХ. Спорный земельный участок находился как раз в зоне размещения промышленных предприятий.

Суд указал, что организации следует руководствоваться данными земельного кадастра, а не градостроительными документами. Более того, компания могла облегчить суду работу, и запросить позицию департамента финансов Краснодара. Арбитру пришлось делать это самому, а ответ от финансистов был получен ожидаемый - налоговая ставка, определенная инспекцией по ВРП, решению гордумы соответствует. Суду этих данных было достаточно для отказа компании в требованиях.
Международное налогообложение
Россия обжаловала решение суда Гааги о выплате акционерам ЮКОСа $57 млрд. 13 февраля Апелляционный суд Гааги удовлетворил жалобу экс-акционеров ЮКОСа, обязав Россию выплатить компенсацию за экспроприацию активов нефтекомпании. Минюст назвал выводы суда «неправомерными и необоснованными».
ОЭСР продолжает отслеживать регулирование, связанное с пандемией. Краткая информация от ОЭСР в табличной форме о принятых мерах в сфере налогов для поддержки бизнеса в условиях COVID-19 в разрезе стран доступна для скачивания.
ЕС подал первые иски против Люксембурга за отмывание денег и уклонение от уплаты налогов. Европейская Комиссия заявила, что новые правила ЕС по усилению контроля над финансовыми активами и владельцами компаний, в целях пресечения отмывания денег, были утверждены в мае 2018 года , но Люксембург входит в число стран ЕС, которые еще не в полной мере применяют их.
Минфин не направляет запросы в другие страны по запросу третьих лиц. Компетентный орган разъяснил, на примере СИДН РФ и США, что при вопросе о разделе совместно нажитого имущества Минфин не вправе направлять запросы в компетентные органы иностранных государств.
Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать.
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: kostalgin@taxadvisor.ru
Александра Алексеева
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: lxv@taxadvisor.ru
Алексей Яковлев
Партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: yakovlev@taxadvisor.ru
Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor"
info@taxadvisor.ru
+7 495 230 01 46
Отписаться от получения рассылки можно здесь