Taxadvisor weekly 23/2024
Новости
ФНС автоматически определит статус налогового резидента. В 2025 году ФНС введет автоматизированную систему для присвоения физическим лицам статус резидентства — на основе данных о загранпаспортах и пересечении границы. В декабре 2024 заработает АИС “Налог-3”, который будет собирать данные о людях, пересекающих границу. К системе подключат программу для миграционного учета “Мир”. По данным о въездах и выездах из РФ налоговая определит, является ли гражданин налоговым или валютным резидентом.
Счетная палата проверит эффективность налогового режима для самозанятых. Анонимный опрос об условиях режима аудиторы разослали гражданам, применяющим специальный режим. В анкете спрашивают, готовы ли самозанятые платить налог по большей ставке при условии, что это увеличит пенсионные накопления, планируют ли регистрировать ИП или ЮЛ, требуется ли финансовая поддержка. Подведение итогов планируется в ноябре.
Минфин предложил взыскивать долги по налогам с граждан без суда. Сейчас взыскивать налоги с физического лица можно исключительно в судебном порядке. Перед тем как обратиться в суд, налоговые органы информируют о задолженности. Минфин предлагает изменить порядок: сначала налогоплательщик получит требование об уплате задолженности. Если требование проигнорировано, инспекция примет решение о взыскании. Гражданину сообщат о решении через личный кабинет налогоплательщика или Госуслуги. Если это невозможно — направят заказное письмо. Граждане смогут оспорить решение, направив апелляционную жалобу. Пока рассматривают жалобу, приостановят действия инспекции по взысканию.
Минфин о росте исламского финансирования в РФ. Минфин РФ прогнозирует кратный рост исламского банкинга в стране каждый год - видит большой интерес к этому сегменту финансового рынка. Причем интерес проявляют даже люди других религий. Исламский банкинг – это банковская деятельность в соответствии с нормами ислама. Запрещены: выплата процентов и производные от нее процентные сделки, сделки с условиями неопределенности, а также финансирование определенных секторов экономики. Минфин заявляет, что эксперимент по исламскому банкингу будут продлевать, но уже планируют введение регулирования на территории всей РФ.
Прогрессивный НДФЛ принесет в бюджет 180 млрд рублей. По итогам 2024 года НДФЛ по прогрессивной ставке может принести в российский бюджет около 181 млрд, следует из прогноза Минфина. За первые пять месяцев поступления от взимания НДФЛ по повышенной ставке уже составили более 56 млрд. Для сравнения: в 2023 году бюджет собрал 160 млрд НДФЛ по ставке 15%.
Российские футбольные клубы будут переоформлять контракты из-за прогрессивной ставки. В случае изменения налоговой системы российские футбольные клубы должны компенсировать игрокам разницу в деньгах, которые они получают «на руки». Финансовая нагрузка возрастет: у игроков в контракте указано, что клуб компенсирует разницу. Клубы просчитывают сценарий, при котором из-за налоговых поправок придется массово менять контракты игроков. Серьезная работа по контрактам предстоит уже в текущее трансферное окно. Как отмечают топ-менеджеры, рынок зарплат в РПЛ перегрет и повышение налогов приводит к тому, что клубы не спешат переподписывать на прежних условиях соглашения с футболистами, не имеющими постоянную игровую практику.
Судебная практика
ВС РФ установил, в каких случаях залоговый кредитор несет бремя уплаты имущественных налогов. На торгах продали имущество банкрота, которое было в залоге у Общества-кредитора. После продажи между Инспекцией и конкурсным управляющим возник спор о том, можно ли за счет полученных средств покрыть расходы по уплате налогов, начисленных за время процедуры банкротства на предмет залога.

Суд первой инстанции посчитал, что правомерно первоочередно уплачивать налоги, начисленные на предмет залога из сумм, полученных при его реализации. Эти расходы отнесены на залогового кредитора с даты возбуждения дела о банкротстве. Апелляция и кассация согласились с этим выводом.

С ним не согласился ВС РФ. Инспекция, по сути, хотела преимущественно удовлетворить свои требования, которые возникли до введения процедуры наблюдения. ВС РФ предлагает рассмотреть такой подход экономически: пока доход от эксплуатации имущества поступает в конкурсную массу, то и расходы на его содержание делятся на всех кредиторов. С момента когда залоговый-кредитор получает право на распоряжение судьбой залогового имущества, соответствующие расходы должны быть возложены на него. В противном случае это выглядело бы так, что все преимущества были бы получены залоговым кредитором, а все расходы легли бы на плечи остальных кредиторов.

Было отмечено, что уплата налогов с залогового имущества может начинаться с трех разных дат:

1) Со дня начала конкурсного производства, если требования залогового кредитора были установлены до этого дня;

2) Со дня включения в реестр в период конкурса;

3) За весь период с возбуждения дела о банкротстве, если выручка от эксплуатации имущества передавалась только залоговому кредитору.
Суд не даст провести реконструкцию, если налогоплательщик не пытался минимизировать потери казны. Инспекция провела выездную проверку Общества, доначислив налог на прибыль и НДС. Общество изготавливало изделия из бетона и использовала в производстве инертные материалы (щебень, гравий, песок). Инспекция посчитала, что Общество завысило расходы через мнимые сделки с поставщиками этих материалов.

В подтверждение своей позиции Инспекция указала, что по части поставщиков у Общества отсутствовали первичные документы, части контрагентам оплата произведена через уступку прав требования, части - не произведена вообще, еще часть просто прекратила свою деятельность.

Кроме того, налоговая определила реальных поставщиков инертных материалов, оценила остатки материалов у Общества, сравнила с нормативом, установленным для производства конечных изделий и пришла к выводу, что необходимость приобретения материалов у спорных контрагентов отсутствовала. Поскольку сам налогоплательщик никаких документов, подтверждающих расход материалов, на этапе проверки не представил, Инспекция использовала обобщенные показатели, а также нормы расходов, полученных в Интернете.

Общество заявляло, что “реальные” контрагенты не смогли бы покрыть всю нужду в материале для фактически выпущенной продукции, в связи с чем Инспекция неправильно рассчитала расходы Общества.
Суды двух инстанций посчитали, что проверкой не было доказано отсутствие спорных объемов материалов в производстве Общества. Расходы же, которые отражены по этим материалам, удовлетворяют понятию расходов, данному в Налоговом кодексе. На расчет Инспекции общество предложило свой расчет - реального размера расхода материалов для производства. Именно на его основании суды возложили на Инспекцию обязанность по проведению налоговой реконструкции.


Кассация не согласилась с таким подходом. Документальное подтверждение реальности расходов лежит на налогоплательщике. Реальность отношений с контрагентом же нельзя подтвердить только наличием товара при отсутствии первичных документов. По поводу реконструкции суд округа указал, что для налоговой реконструкции обязательно содействие в устранении потерь казны со стороны налогоплательщика, чего со стороны Общества не наблюдалось. С такими указаниями дело было направлено на новое рассмотрение.
Проверка ИТ-компании возможна, несмотря на мораторий. Для этого нужно соблюсти ряд условий. Общество получило аккредитацию ИТ-компании в Минцифры, в связи с чем считало, что на него распространяется мораторий на проведение проверок. Инспекция же приняла решение о проведении выездной проверки, что и попыталось обжаловать Общество.

Суд указал, что при согласии руководителя вышестоящего налогового органа проведение проверки возможно, при этом нижестоящей Инспекции необходимо направить мотивированный запрос. Так, Инспекция направила письмо, в котором просила рассмотреть вопрос о согласовании проверки, указав в нем характеристику деятельности налогоплательщика и данные о доходах. Через пять дней был получен ответ о включении Общества в план выездных проверок. Еще через 10 суток была начата выездная проверка.

Так как процесс согласования был соблюден, проведение проверки является правомерным, несмотря на мораторий, на деятельность Общества, а также его статус субъекта малого бизнеса.
Международное налогообложение
Минфин: нерезиденты платят НДФЛ по "российским" еврооблигациям. Указ № 95 и Разъяснения ЦБ № 6-ОР определяют, что российские компании вправе исполнять обязательства по еврооблигациям. Причем компании вправе платить по еврооблигациям в рублях, по курсу ЦБ на дату выплаты. Доходы ФЛ-нерезидентов в виде выплат от российских организаций являются объектом налогообложения по НДФЛ. В то же время организации, которые перечисляют доходы по еврооблигациям, не признаются налоговыми агентами.
Евросоюз запретил использовать российский SWIFT. ЕС запретил своим компаниям использовать российский аналог SWIFT, СПФС. Нероссийским банкам, которые пользуются данной системой, будет запрещено ведение бизнеса в ЕС. Транзакции с банками и поставщиками криптоактивов в России, которые способствуют проведению сделок в пользу оборонно-промышленной базы РФ, запрещены.
В Кении прошли вооруженные протесты из-за повышения налогов. Недовольство граждан из-за планов повысить налоги привело к массовым беспорядкам в Кении. В первые дни протестов протестующие ворвались в здание Парламента и подожгли его. Из-за беспорядков ушло из жизни 23 человека.

Но законопроект, вероятно, все же будет принят без изменений из-за отсутствия альтернатив. В рамках законопроекта вводятся новые налоги и сборы: ежегодный транспортный налог, повышенный НДС на хлеб, введение налогов на операции с валютой и т.д.
В Турции урегулировали использование криптовалюты. Теперь в сферах разработки, продажи блокчейн будут выдаваться лицензии. Все переводы криптовалюты будут регистрироваться. Заниматься торговлей и выпуском криптовалюты будет Департамент по регулированию финансовых рынков Турции. Штраф за нарушение закона составляет до $182,6 тыс.
Россия решает вопрос разблокировки зарубежных активов инвесторов. По мнению замминистра финансов, Минфин создает условия для работы бизнеса и частных лиц. Со своей стороны Минфин сделает все возможное для защиты интересов бизнеса и частных лиц, но отвечать за действия запада орган не может.
Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать.
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: kostalgin@taxadvisor.ru
Александра Алексеева
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: lxv@taxadvisor.ru
Алексей Яковлев
Партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: yakovlev@taxadvisor.ru
Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor"
info@taxadvisor.ru
+7 495 230 01 46
Отписаться от получения рассылки можно здесь