Taxadvisor weekly №27/21
Вышел 40-ой выпуск подкаста GutenTax "Отмена НДС для общепита: избирательная "справедливость" Послушать подкаст можно по ссылке или в приложении.
Новости
Закрытых ИП стало 2 раза больше. Всего во втором полугодии 2021 года около 546 тысяч ИП прекратили деятельность. Хуже всего ситуация в Дагестане, на Чукотке и в Чечне. Удивительно, но в Тыве, Карачаево-Черкесии и в Калмыкии наоборот - количество новых зарегистрировавшихся ИП бьет рекорды. Эксперты называют разные причины ликвидации ИП: смертность, решение регистрирующего органа и самая частая причина - собственная инициатива предпринимателей. Зато ФНС упрощает процедуру регистрации ИП. Теперь стать предпринимателем можно при помощи регистрации в приложении.
Валютная конфискация от Минфина. В 2020 году Минфин предложил наказывать тех, кто осуществляет переводы средств в пользу нерезидентов по подложным документам. Минфин выбрал суровое наказание - конфискацию денежных средств. Тогда многие ведомства, включая ЦБ, были против таких мер. Тем не менее, Минфин занялся разработкой проекта и теперь полагает, что мера позволит пресечь незаконный вывод средств за рубеж. Ведомство утверждает, что конвенции распространяются на конфискацию имущества, предусмотренного ст. 104.1 УК РФ, но на денежные средства по ст. 193 УК РФ - нет. Эксперты отмечают, что законопроект может коснуться всех, кто перечисляет денежные средства за рубеж.
Законопроект о переносе срока уплаты имущественного и транспортного налогов. Заксобрание Владимирской области отмечает, что установленный срок уплаты налогов (1 декабря) отрицательно влияет на сбалансированность местных и региональных бюджетов. Проблема в том, что в течение года у бюджетов отсутствуют средства. Поэтому инициаторы проекта предлагают установить срок для уплаты - 1 сентября. Удивительно, но в пояснительной записке авторы не приводят конкретных доводов и аргументов, почему срок нужно передвинуть. Но законопроект внесен в думу, а значит теперь депутатам предстоит разобраться, чем декабрь хуже сентября.
"Безопасный город" - новое бремя для промышленников. Осенью Правительство планирует внести в ГД законопроект, в котором будут содержаться обязательные правила для контроля безопасности. На опасных производственных проектах появятся устройства (камеры и датчики), которые будут передавать данные в систему «Безопасный город». Предприниматели должны будут устанавливать устройства за свой счет. Причем нельзя просто так закупить оборудование: оно должно быть включено в реестр российского ПО. Минпромторг считает, что делает полезное дело - стимулирует спрос на российскую электронику. Эксперты же указывают на то, что в Ростехнадзоре не смогут оценить риски наступления аварии, а российские производители не смогут обеспечить спрос на устройства.
Судебная практика
КС РФ разобрался с ситуацией, когда у гражданина по суду возникает требование у госоргану, а у последнего отсутствует счета в казначействе. Решениями районного суда были признаны незаконными действия отдела МВД и в пользу гражданина взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя. Заявителю выдали исполнительный лист, который он отправил в казначейство, но получил обратно, т.к. в казначействе лицевые счета этого отдела МВД отсутствовали. Тогда гражданин попросил суды изменить способ исполнения судебного решения и возложить его на получателя бюджетных средств – УВД по административному округу. Но ему было отказано, т.к. фактически ставился вопрос о замене ответчика, т.е. об изменении решения суда, что на стадии его исполнения невозможно. Кроме того гражданин также безуспешно пытался возместить судебные расходы в субсидиарном порядке на основании Бюджетного кодекса РФ.

Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина и указал, что сложившееся правоприменение оспариваемых норм Бюджетного кодекса РФ фактически приводит к невозможности исполнения судебных актов, вынесенных в отношении органа государственной власти в случае отсутствия у него лицевого счета в казначействе.

При этом исключается и возможность изменения способа, и порядка исполнения соответствующего решения и возложения обязанности по его исполнению на главного распорядителя бюджетных средств, в порядке, предусмотренном БК РФ.

Таким образом, КС РФ пришел к выводу, что в системе действующего правового регулирования для взыскателя не обеспечена реализация в полном объеме его конституционного права на судебную защиту, а оспариваемые нормы в этой части не соответствуют Конституции РФ.

КС РФ постановил, что законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения. До этого суд по заявлению взыскателя должен изменять способ и порядок исполнения судебного акта и привлекать к субсидиарной ответственности вышестоящий по отношению к должнику орган государственной власти, имеющий лицевой счет в Федеральном казначействе.
Для истребования документов налоговой достаточно четко определить круг запрашиваемой информации (документов) в том числе и вне рамок проверки. Налоговая направила в адрес банка требование о предоставлении документов. Так вне рамок проверки налоговая запросила у банка анкету контрагента, информацию об открытых и закрытых счетах, сведения об идентификации клиентов, IP-адреса с которых подключаются в банковскую систему. На этом основании банк отказал в предоставлении документов.

Банк посчитал, что запрос от налоговой не корректен - последняя смешала порядок запроса документов в рамках проверки и вне её. В рамках существующей процедуры инспекция могла запросить информацию о конкретных сделках с контрагентом. Налоговая оштрафовала банк за отказ.

Суд встал на сторону налоговой. Суд отметил, что требование содержит необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какая именно информация (документы) запрашивается, за какой период времени и на каком основании. Суд посчитал, что Налоговый орган вправе при истребовании документов не указывать точные реквизиты, если они неизвестны, но обязан сформулировать требование таким образом, чтобы из него было ясно, какие документы, за какой период и в отношении кого им истребуются.
Скорректировать налоговую обязанность при изменении амортизационной группы у объекта уточненной декларацией нельзя. Налогоплательщик в результате изменения амортизационной группы по объектам основных средств «Воздушные линии электропередачи» с десятой на шестую и седьмую амортизационные группы уменьшил срок их полезного использования, что привело к увеличению сумм начисленной амортизации и увеличению расходов.

Во время проведения выездной проверки налогоплательщик произвел перерасчет налоговой базы посредством представления уточненных налоговых деклараций за 2014, 2015, 2016 год.

Суды посчитали, что подход налогоплательщику к перерасчету только части периода начисления амортизации является неверным и не соответствует положениям налогового законодательства.

Суды отметили, что в создавшейся ситуации у налогоплательщика отсутствует возможность корректного списания стоимости амортизированного имущества с учетом изменения амортизационной группы, а потому пришли к выводу о том, что у налогоплательщика сохраняется право на начисление амортизации по спорным объектам основных средств в соответствии с ранее применявшимся порядком, соответствовавшим их отнесению к десятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет и более.

ВС РФ подтвердил правильность такого подхода и отказал в передаче жалобы налогоплательщику.
Международное налогообложение
X5 может найти возможность платить налог на дивиденды после 2022 года. X5 Group рассматривает сценарий уплаты налогов на дивиденды из прибыли, если денонсация соглашения РФ с Нидерландами вступит в силу с 2022 года. "Мы продолжаем диалог с регулятором в России относительно того, чтобы, возможно, уровнять позицию по тем компаниям, которые инкорпорированы в Голландии с теми, которые инкорпорированы на Кипре, Мальте, Люксембурге, где было принято решение оставить 5%" - отметила директор по корпоративным финансам и связям с инвесторами ретейлера Наталья Загвоздина.
В Налоговый комитет ООН назначены новые члены. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш назначил группу из 25 налоговых экспертов со всего мира для работы в качестве членов Комитета экспертов ООН по международному сотрудничеству в налоговых вопросах на период с 2021 по 2025 год. Налоговый комитет ООН способствует международному сотрудничеству по внутренним и международным налоговым вопросам. Он работает в тесном сотрудничестве с наблюдателями от правительства, гражданского общества, бизнеса и академических кругов для разработки рекомендаций и поощрения инклюзивного установления норм и политики. От России в этот комитет вошел заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Александр Смирнов.
Крупнейшие компании заинтересовались переездом в российские офшоры. Ряд крупнейших российских компаний заинтересовались российскими офшорами. Их предложения, а также инициативы РСПП по корректировке режима САР направлены в правительство.

Представители бизнеса в частности предложили сократить требования к минимальному объему инвестиций, количеству штата и площади офиса на территории офшора; распространить ставку налога в 10% не только на доходы, полученные от зарегистрированной в САР холдинговой компании, но и на дивиденды; снизить порог участия головной организации в капитале ее зарубежной «дочки», при котором допускается ее перевод в САР, со 100 до 50%; разрешить вычесть из налогов при перерегистрации структуры в САР сумму, уплаченную за «выезд» из иностранной юрисдикции (так называемый exit tax).
ФПД не может являться компания, которая исполняет в отношении получаемого дохода функции, связанные с техническим хранением или передачей получаемого дохода иному лицу. Налогоплательщик выплатил дивиденды в адрес кипрской компании и применил к ним пониженную ставку, предусмотренную СИДН с Кипром. Кипрская компания полученные дивиденды передала в качестве займа в адрес другой компании группы. После получения займа обратно, кипрская компания выплатила дивиденды в адрес своей материнской компании с Кипра. Последняя в свою очередь передала денежные средства в качестве дивидендов компнии на БВО.

Налоговая инспекция посчитала, что все компании входят в одну группу компаний, фактически подконтрольны российскому налогоплательщику, а кипрские компании вообще являются кондуитными, потому что все деньги транзитом были переданы дальше по цепочке компаний. На этом основании налоговая приходит к выводу, что фактическим получателем доода являлась компания с БВО, а, следовательно, к выплате дивидендов в адрес кипрской компании необходимо применить ставку 15%, а не 5, как было сделано налогоплательщиком.

Налогоплательщик возражал - у кипрских компаний был собственный штат высококвалифицированных сотрудников (10-11 человек), компания вела иную коммерческую деятельность - выдача займов - а, следовательно, получала собственный доход, отличный от дивидендов и несла соответствующие коммерческие риски.

Суд, поддерживая позицию налоговой, указал, что кипрские компании фактически подконтрольны налогоплательщику, т.к. их счетами упарвляют сотруники налогоплательщика. Все сотрудники кипрских компаний одновременно являются и сотрудниками других компаний, подконтрольных налогоплательщику. Кроме того суд отметил, что все займы, которые выдавались после получения дивидендов, погашались в очень короткий срок 1-2 месяца. На этом основании суд пришел к выводу, что целью выдачи займов было формальное прикрытие операции по транзитному перечислению денег на БВО. Учитывая все установленные факты, суд отказал налогоплательщику в применении пониженной ставки, предусмотренной СИДН.
Слушаем подкаст GutenTax в Telegram
Подписывайтесь на наш канал и слушайте не только подкаст, но и получайте актуальные новости.
Подписаться
Бот по проверке контрагентов
Используйте наш бот для быстрой проверки компаний. Введите ИНН и получите численность сотрудников, доходы и уплачиваемые налоги.
Попробовать
Расслабьтесь с подкастом "Сомнолог"
Налогово-медитативный подкаст отправит вас на волнах Налогового кодекса в мир грёз и сновидений
Послушать сеанс
Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать.
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: kostalgin@taxadvisor.ru
Александра Алексеева
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: lxv@taxadvisor.ru
Алексей Яковлев
Партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: yakovlev@taxadvisor.ru
Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor"
info@taxadvisor.ru
+7 495 230 01 46
Отписаться от получения рассылки можно здесь