Taxadvisor weekly №27/22
Новости
ФСБ требует лицензии бухгалтеров. Служба написала ответ на обращение гражданина: "Предоставление налоговой отчетности в электронной форме по ТКС в интересах третьих лиц … является предоставлением услуг в области шифрования информации и требует наличия соответствующей лицензии ФСБ России". Следовательно, если бухгалтер подписывает отчеты своей подписью, то у него должна быть лицензия, иначе - штраф по ст. 13.13 КоАП РФ - до 20'000 рублей.
Штраф по валютным нарушениям снизили. В действующей редакции ст. 15.25 КоАП РФ установлен штраф за незаконные валютные операции в размере 75-100%. По новым поправкам этот штраф снизили до 20-40% суммы незаконной валютной операции. Статью дополнят новым примечанием, по которому административная ответственность за некоторые валютные правонарушения не применяется, если невыполнение требований валютного законодательства происходит из-за санкций или ограничительных мер других государств. Новый закон вступит в силу уже на следующей неделе.
ПФР и ФСС объединяются. Президент РФ подписал соответствующий закон. Новый фонд пенсионного и социального страхования РФ будет одновременно заниматься назначением и выплатой пенсий, пособий, предоставлением мер соцпомощи. СМИ сообщают, что принятие закона - одна из ступеней по созданию в России системы социального казначейства, в центре которой будет цифровая платформа, объединяющая все российские информационные системы в социальной сфере. Это позволит государству централизованно управлять всеми соцвыплатами.
Президент подписал законопроект со льготами для IT. Существенно расширен перечень видов ИТ-деятельности, на которые распространяются льготы по налогу на прибыль и страховым взносам. В НК появится повышающий коэффициент амортизации для ОС, включенных в реестр радиоэлектронной продукции, и для ПО, включенного в реестр российского ПО. Законопроект снижает долю ИТ-деятельности для применения льгот: сейчас она составляет 90%, а в новой редакции будет 70%. ИТ-компании (при выполнении условий) смогут получить ставку налога на прибыль в 0% до 2024 года и льготы по страховым взносам. Компании, соответствующие критериям для применения льгот, смогут принять их начиная с 1 января 2022 года.
Инспекции не будут требовать договор с брокером для подтверждения вычета по ИИС. ФНС вспомнила, что у инспекций есть вся информация о ИИС граждан. В связи с этим, служба посчитала, что можно больше не требовать у заявителей договор с брокером и подтверждение факта открытия ИИС. Теперь все, что хочет видеть инспекция, чтобы подтвердить вычет - это документы, подтверждающие зачисление средств на ИИС. Сюда относятся платежные поручения, приходно-кассовые ордера и поручение на перевод.
Судебная практика
Дело о (не)добросовестном подрядчике: суд не нашел задвоения сумм и запретил уменьшать стоимость реконструированного ОС. В 2012 году компания приняла решение реконструировать принадлежащие ей здания оборонно-промышленного комплекса. Для этих целей компания заключила госконтракт, сторонами в котором стали компания, Минобороны и генподрядчик. По итогу второго этапа реконструкции генподрядчик передал компании документы, подтверждающие стоимость выполненных работ, работы были приняты Минобороны, а комитет по Архитектуре выдал разрешение на ввод объектов в эксплуатацию. Компания учла затраты на реконструкцию для целей исчисления налога на имущество организаций.

В 2018 году компания провела инвентаризацию и обнаружила, что недобросовестный генподрядчик задваивал суммы выполненных работ. Компания составила акт, в котором установила факт невыполнения работ генподрядчиком. Компания соразмерно уменьшила стоимость ОС в своем учете. Компания направила в инспекцию декларации и расчеты по налогу на имущество организаций, чтобы исправить ошибку. Инспекция не согласилась с таким подходом и отказала в учете переплаты по налогу на имущество.

Компания обратилась в суд, но суд решил поддержать инспекцию. Суд указал, что результаты инвентаризации нельзя признать объективными. Само по себе совпадение наименований работ не может свидетельствовать о том, что спорные работы производились на одном и том же участке. У комиссии, которая проводила инвентаризацию, не было специальных познаний в области строительства. Кроме того, определить объем работ, спустя 5 лет, тяжело даже специалисту. Суд обратил внимание на то, что профильный отдел Минобороны при проверке результатов работ не заметил задвоения, а комиссия из бухгалтера, специалиста по фрезерным станкам и представителя службы безопасности - заметила. При этом, компания не представила доказательств того, почему акт такой комиссии имеет большую доказательственную силу, чем документы профильного отдела Минобороны. Суд оставил решение инспекции в силе.
СКЭС разберется, будет ли повышающий коэффициент применяться к дорогому автомобилю, не попавшему в перечень Минпромторга. Инспекция провела камеральную налоговую проверку декларации по транспортному налогу. Инспекция обратила внимание на то, что компания не применила повышающий коэффициент к автомобилю, хотя должна была это сделать. Инспекция доначислила компании транспортный налог.

Компания обратилась в суд, поскольку посчитала, что конкретно этого автомобиля в перечне Минпромторга не было, поэтому компания не должна была применять повышающий коэффициент. Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с заявителем: даже если в перечне отсутствует именно такой автомобиль, в отдельных, более поздних, разъяснениях Минпромторг сообщает, что к этому автомобилю следует применять повышающий коэффициент. Кроме того, в перечне Минпромторга приведены автомобили более дешевых комплектаций, тогда как компании принадлежат аналогичные, но в более дорогих комплектациях.

Суд округа напомнил, что подход, который приняли суды, порождает неопределенность и неясность норм налогового законодательства. Суды должны были признать требования компании обоснованными, если автомобиль отсутствует в перечне. Суд округа направил дело на новое рассмотрение. Однако СКЭС ВС РФ по жалобе инспекции посчитала необходимым рассмотреть данное дело.

В определении о принятии дела к производству СКЭС ВС РФ обратила внимание на то, что на сайте Минпромторга приведены модели автомобилей, характеристики которых совпадают с характеристиками автомобилей, принадлежащих компании. Инспекция сообщила, что для целей транспортного налога не имеет значения, в каком объеме дается описание автомобиля в перечне Минпромторга, важно лишь то, что по техническому описанию автомобиль подходит под критерии дорогостоящего. Дополнительно, поскольку в перечень включены менее дорогие комплектации автомобиля, применение повышающего коэффициента к ним и неприменение к автомобилям компании, ставит владельцев автомобилей в неравное и несправедливое положение. Коллегия передала дело на рассмотрение, теперь с "неравенством" будет разбираться ВС.
Срок на взыскание налоговой задолженности не может быть восстановлен по желанию Инспекции. Общество полагало, что инспекцией была утрачена возможность взыскания налога. Инспекция в ходе проверки допустила массу нарушений и вручила налогоплательщику акт и решение с просрочкой более чем в 2 года.

Суды встали на сторону налогоплательщика. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что инспекцией пропущены сроки принудительного взыскания задолженности, которая была выявлена в результате проведения выездной налоговой проверки, общая продолжительность просрочки производства по делу составила 2 года 3 месяца 15 дней, что превышает определенный статьями 46 – 47 НК РФ двухлетний срок для осуществления процедур принудительного взыскания спорной задолженности.

Судом было установлено, что такая просрочка была вызвана бездействием налоговой - акт и итоговое решение просто не направлялось Обществу. Инспекция же как-то оправдать свое поведение не смогла.
Расходы на проектную документацию нельзя учесть в расходах, если объект ОС был ликвидирован. Общество планировало реконструировать объекты ОС и для этого заказало проектно-изыскательные работы. Изначально Общество учитывало эти расходы на счете 08, но в 2014 году, когда Общество установило бесперспективность восстановления объектов ОС, расходы были учтены как расходы на объекты незавершенных капитальных вложений.

Налоговая инспекция в ходе проверки установила, что поскольку расходы на проектные работы, экспертизу проекта, топографические и геодезические работы Общество осуществляло в целях реконструкции объектов ОС и, соответственно, формировало их первоначальную стоимость, то они должны списываться для целей налогообложения не единовременно, а через механизм амортизации.

Суд, признавая подход инспекции правомерным, указал, что НК РФ не предусмотрена переквалификация расходов, связанных с амортизацией объектов основных средств, во внереализационные расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль. Кроме того, суд указал, что объекты ОС в эксплуатацию не введены, доход от их деятельности налогоплательщик не получал, поэтому расходы на разработку проектной документации по реконструкции существующих объектов нельзя признать экономически обоснованными, направленными на получение дохода.
Международное налогообложение
Налоговый вычет в отношении иностранных ценных бумаг: когда можно получить. Банк России дал разъяснения об условиях сохранения инвестиционного налогового вычета в случаях, когда ведение ИИС осуществлялось на основании договоров на брокерское обслуживание.

Так, передача иностранных ценных бумаг, возможность осуществления сделок с которыми ограничена в связи с недружественными действиями иностранных государств, не влияет на возможность получения клиентами инвестиционных налоговых вычетов.

Также право на вычет сохраняется и при передаче профессиональным участником другому участнику всех активов, учитываемых на ИИС, с одновременной передачей всех прав и обязанностей по договору на ведение ИИС. Аналогичный порядок применяется и в случае заключения договора на ведение ИИС с другим профессиональным участником, при условии, что ранее заключенный договор прекращен в течение месяца с даты заключения нового.
Замороженные средства иностранцев в России составили $312 млрд, россиян в Европе — $30 млрд. Объем замороженных иностранных активов российских инвесторов в Европе составляет примерно $30 млрд, сообщил президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. Замороженные активы иностранных инвесторов в российских акциях и облигациях господин Тимофеев оценил приблизительно в $312 млрд.
Введение глобального корпоративного налога вновь откладывается. Новые правила, первоначально обещанные к середине 2022 года, вряд ли будут разработаны до следующего года. После этого каждая страна должна будет проголосовать за их утверждение. Задержка увеличивает риск того, что некоторые правительства потеряют терпение в ходе этого процесса и будут настаивать на своих собственных национальных налогах на крупные американские технологические компании, которые и являются главными целями нового налогообложения.

Из-за этого уже начинаются межстрановые конфликты. Например, США разорвет СИДН с Венгрией. Министерство финансов США заявило, что собирается расторгнуть налоговое соглашение 1979 года с Венгрией после решения Будапешта заблокировать введение Европейским союзом нового глобального минимального налога в размере 15%.

Представитель министерства финансов заявил, что, поскольку Венгрия снизила ставку корпоративного налога до 9%, что составляет менее половины ставки США в 21%, соглашение об избежании двойного налогообложения принесет пользу Венгрии в одностороннем порядке.
Слушаем подкаст GutenTax в Telegram
Подписывайтесь на наш канал и слушайте не только подкаст, но и получайте актуальные новости.
Подписаться
Бот по проверке контрагентов
Используйте наш бот для быстрой проверки компаний. Введите ИНН и получите численность сотрудников, доходы и уплачиваемые налоги.
Попробовать
Расслабьтесь с подкастом "Сомнолог"
Налогово-медитативный подкаст отправит вас на волнах Налогового кодекса в мир грёз и сновидений
Послушать сеанс
Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать.
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: kostalgin@taxadvisor.ru
Александра Алексеева
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: lxv@taxadvisor.ru
Алексей Яковлев
Партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: yakovlev@taxadvisor.ru
Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor"
info@taxadvisor.ru
+7 495 230 01 46
Отписаться от получения рассылки можно здесь