Taxadvisor weekly №33/20
Новости
Разработчики ПО предлагают создать Агентство технологического развития. Сейчас разработку ПО курирует Минкомсвязи, а выпуск электроники - Минпромторг. Разработчики и производители предлагают создать орган, который возьмет на себя эти функции и будет находиться под прямым контролем Правительства. Цель создания агентства - объединить и скоординировать задачи и создать общее государственное регулирование в отношении разработчиков и создателей "железа". Агентство сможет помочь в устранении противоречий между требованиями Минпромторга и Минкомсвязи.
Нефтяники обеспокоились повышением налогов. Главы Роснефти, ЛУКОЙЛа, Татнефти и других компаний написали письмо Президенту, в котором пожаловались на попытки Минфина увеличить налоговое бремя. В начале августа Минфин подготовил законопроект о пересмотре параметров НДД. Изменения, предлагаемые Минфином, приводят к тому, что у нефтяников в совокупности заберут 200 млрд в пользу бюджета. Отрасль ожидала, что корректировки будут, но хотя бы в течение пяти лет, а не так резко. Нефтяники считают НДД эффективным налогом. Минфин не согласен, поскольку не видит положительной динамики и прироста инвестиций в бизнес.
ФНС и эксперты рассказали о плюсах налогового мониторинга. Главный из них - сокращение издержек на проведение налоговых проверок. Бизнес заинтересован в том, чтобы по итогам проверки инспекторы не выявили огромную недоимку. В службе подсчитали, что средний объем документов, который получают в ФНС за год - 9,4 млн листов и 12 тысяч электронных файлов. А в случае подключения к мониторингу необходимость в их представлении большинства из них отсутствует. Инспекция может не лезть в каждую транзакцию, а отслеживать только высокорисковые операции. Бизнес также получит возможность запросить мотивированное мнение налоговиков, которое спасет от штрафов и доначислений.

Есть и минусы: для подключения к мониторингу компаниям придется подключиться к инфраструктуре ФНС, установить специальное ПО и иметь в штате сотрудников, которые смогут взаимодействовать с системой мониторинга. Эксперты оценивают издержки подключения к мониторингу в несколько миллионов рублей.

Однако главный вопрос, который лежит на поверхности, - "Если мониторинг так прекрасен, почему его принудительно навязывают бизнесу, требуя подать заявление к дате Х?"
ЦБ запрещает лизинговым компаниям открывать счета, если те не встали на учет в Росфинмониторинге. Регулятор считает, что чистые и ответственные компании не должны бояться проверок и контроля Росфинмониторинга. ЦБ предлагает такой порядок: банк выявляет все имеющиеся у него на обслуживании лизинговые компании и выясняет, состоят ли они на учете в Росфинмониторинге. Если нет, то банк может предложить компании встать на учет. Если компания отказывается, то банк вправе отказать в открытии расчетного счета или в проведении операций.
Судебная практика
Если уплаченная по требованию инспекции недоимка незаконна, оспаривать ее можно сразу в суд. Бизнес-леди получила от налоговой требование об уплате страховых взносов. Недоимку в бюджет она перечислила, однако позже обратилась в суд с требованием о возврате излишне уплаченного.

Суд первой инстанции углубился в материальную составляющую спора. Установив, что относительно величины дохода разногласий нет, и инспекция настаивает на своем методе расчета подлежащих уплате взносов, суд требования удовлетворил.

В апелляции и кассации налоговая пошла по пути процессуальных придирок. Инспекции удалось убедить арбитров, что спор рано вынесли из избы, и предприниматель не соблюла досудебный порядок урегулирования.

Экономколлегия ВС РФ напомнила и проверяющим, и нижестоящим судам, что спорные суммы были перечислены в бюджет не добровольно, а по требованию инспекции. Это важно, поскольку нормы НК о возврате излишне взысканных налогов не указывают на обязательный досудебный порядок разрешения спора.

СКЭС также отметила: если закон напрямую не обязывает сначала обращаться в инспекцию за возвратом излишне взысканных сумм, правоприменители такой барьер самовольно возводить не вправе.
Если допущена опечатка в КБК, не надо тратить время на уточнения, следует сразу обращаться за зачетом переплаты. Компания сдала декларацию по УСН и перечислила в бюджет сумму налога. Когда начали перепроверять КБК, указанный в уже исполненном платежном поручении, выяснилось, что допущена неприятная опечатка. Вместо кода, соответствующего облагаемой под 6% базе, компания заплатила налог, как если бы рассчитывала его по 15%.

Организация обратилась в инспекцию с просьбой "уточнить" свою налоговую обязанность в связи с ошибкой. На это заявление компания получила отказ, но с рекомендацией обратиться за зачетом.

Проигнорировав наставление проверяющих, компания пошла в суд и выиграла. Арбитр обязал инспекцию перенести налог с одного КБК на другой.

Однако суд апелляционной инстанции не нашел законных оснований для таких манипуляций. Не дожидаясь заявления от компании, инспекция самостоятельно приняла решение о зачете. Так отпало и материальное основание иска.

Апелляция добавила: когда расчеты с бюджетом уже учтены по одному основанию, изменить принадлежность платежа невозможно.
Нарушение КУ очередности платежей при расчетах с бюджетом не всегда повлечет проблемы с налоговой. Компания группы Газпром ушла в банкротство, и в нарушение очередности платежей конкурсный управляющий перечислил зарплаты работникам предприятия и заплатил некоторыми поставщиками, оставив расчеты с бюджетом на потом.

Уже после окончания процедуры банкротства, когда компанию исключили из ЕГРЮЛ, ФНС попыталась взыскать с управляющего 6,5 млн. убытков бюджета. Суды первой и апелляционной инстанций требования удовлетворили.

А вот суд округа принял во внимание, что компания являлась естественной монополией. Не заплати она зарплаты и не рассчитайся с ключевыми поставщиками, целые муниципальные образования могли остаться без энергии.

Поскольку оставить пол региона без света немного страшнее, чем не заплатить страховые взносы, кассация судебные акты отменила и отправила дело на новое рассмотрение.
Международное налогообложение
Минфин предложил налоговые послабления для переезда в российские САР. Минфин подготовил поправки к НК, меняющие практику налогообложения международных компаний. Проектом закрепляется ставка на прибыль в размере 5% по дивидендам непубличных МХК и освобождаются от налогообложения в РФ зарубежные филиалы международных компаний, получающие в основном активный доход или участвующие в добывающих проектах, концессионных, лицензионных соглашениях. Изменения должны повысить привлекательность САР на фоне повышения ставок в налоговых соглашениях с Кипром и рядом других популярных у инвесторов стран. При этом сейчас проект удален. Видимо, ведомство взяло дополнительное время на его оттачивание.
Стоит следить за правильностью заполнения платежных поручений. Иностранная компания - плательщик "налога на Google" трижды пыталась оплатить сумму налога. Сперва она ошиблась в получателе налога, во втором платежном поручении не идентифицировала себя, как плательщика. Только в третий раз все необходимые данные (ИНН, КПП, КБК, БИК) были внесены и платеж был успешно совершен. Инспекция не стала делать скидок для иностранного плательщика и доначислила пени. Суд встал на сторону инспекции.
"Операционная" компания не всегда является ФПД. Налогоплательщик выплачивал дивиденды в адрес иностранной материнской компании, зарегистрированной в Нидерландах, и применял пониженную ставку по СИДН РФ и Нидерландами. Налоговая посчитала, что голландская компания не являлась ФПД, а была кондуитом. При этом действительным получателем денежных средств выступала головная компания группы, зарегистрированная в Канаде.

Налоговая отмечала, что доходы голландской компании больше чем на 80 % состоят из доходов, получаемых с территории РФ. Кроме того, экономическую деятельность голландская компания вела только с другими компаниями группы. Такая деятельность не отвечала признакам инвестирования, а по сути являлась распределением сумм дивидендов, полученных из РФ, между компаниями группы. Более того, проанализировав структуру обязательств голландской компании налоговая установила, что денежные средства транзитом, в очень короткий промежуток времени направлялись в адрес канадской головной компании группы.

Даже на официальном сайте налогоплательщика головной компанией была указана именно канадская компания. Суд поддержал доводы налогового органа и отказал налогоплательщику в применении льгот по СИДН.
Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать.
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: kostalgin@taxadvisor.ru
Александра Алексеева
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: lxv@taxadvisor.ru
Алексей Яковлев
Партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: yakovlev@taxadvisor.ru
Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor"
info@taxadvisor.ru
+7 495 230 01 46
Отписаться от получения рассылки можно здесь