Taxadvisor weekly №41/22
Новости
Минфин разъяснил Указ № 618. В сентябре Президент подписал Указ № 618, касающийся осуществления отдельных сделок и операций. Указ наделяет Минфин правом давать официальные разъяснения по вопросам применения Указа. В своих разъяснениях Минфин указал, что к резидентам относятся все граждане РФ, включая тех, у кого есть гражданство иных государств. Минфин объяснил, что лицо считается находящимся под контролем недружественного лица, если соблюдается хотя бы 1 критерий из ст. 5 57-ФЗ. Для целей указа недружественными лицами не являются компании, которые находятся под контролем российских компаний или граждан и информация о таком контроле раскрыта российским налоговым органам. Еще к недружественным лицам не относятся лица, находящиеся под контролем лиц из дружественных стран. Минфин описал сделки, которые подпадают под регулирование Указом: переход доли в ООО, выход участника, передача полномочий ЕИО, залог доли и другие.
ФНС рассказала про АвтоУСН. Служба напоминает, что все желающие перейти на АУСН смогут сделать это, если уведомят инспекцию до 31 декабря. Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП могут перейти на новый режим в течение 30 дней с даты постановки на учет в налоговом органе. Если вновь созданная организация или ИП уже подали заявление о применении УСН, но решили использовать АУСН, то в течение тех же 30 дней организация или ИП могут принять решение об изменении налогового режима и подать соответствующее заявление.
Акциз на газировку: 7 рублей за литр. Госдума приняла в первом чтении законопроект, который вводит акциз на сахаросодержащие напитки. В пояснительной записке авторы указывают, что вводят акциз в целях борьбы с диабетом. В "Черноголовке" сообщили, что сократят инвестиции на 5 млрд рублей из-за вводимого акциза. В компании отметили, что акциз повлечет за собой отказ от новых проектов, затронет строительство завода и лишит рабочих мест тысячи человек. Эксперты отмечают, что Минфин должен был посоветоваться с отраслью. На рынке происходит непонятная ситуация: производители газировки впервые получили возможность доминировать на рынке и запланировали инвестиции в производство. Акциз и рост цен повлекут за собой снижение выручки бизнеса, который и без того сильно зависит от цен на сахар и сезона. Тем не менее, Минфин уже заложил эти акцизы в бюджет на следующий год.
Как живет российский бизнес в условиях мобилизации. В Санкт-Петербурге компании остаются без руководителей: мобилизованные директора не успевают передать дела. Глава "Союза малых предприятий Санкт-Петербурга" Владимир Меньшиков сетует на то, что закон отводит 7 дней на передачу своего бизнеса. За это время тяжело найти знакомых, которым можно доверить свой бизнес. Меньшиков призывает увеличить этот срок до 2 недель и предоставить мобилизованному владельцу бизнеса право ограничивать доверителя: например, запретить брать кредиты выше определенной суммы. Другие эксперты сообщают, что мобилизованные специалисты могут терять навыки с течением времени. Среди всех отраслей наиболее пострадали общепит - в компаниях мобилизуют и руководство, и работников - и автотранспортные предприятия. В сфере грузоперевозок забирают значительную часть персонала: мужчин со специальностью "водитель" активно мобилизуют. Сообщают, что есть случаи, когда из 46 работников компании забирают 30, что равносильно банкротству. Иногда Минобороны мобилизует людей, которые участвуют в выполнении госконтракта, заключенного с Минобороны. Компании сообщают, что мобилизация таких сотрудников сильно затрудняет выполнение госконтракта. Особая боль бизнеса — люди, работающие со спецтехникой: краны, бульдозеры, платформы/тралы. Помимо обычных прав им нужны специальные, на которые нужно учиться от полугода до года. На рынке труда таких специалистов очень мало и оперативно заменить работников очень трудно. В одной компании мобилизовали двоих из трех водителей газовозов, и бизнес остановился. Меньшиков пожаловался: все эти льготы, отсрочки и каникулы не спасут бизнес, который остановится без своих руководителей. Когда владелец вернется, государство, банки, страховые и лизингодатель попросят внести платежи, но денег у предпринимателя не будет. Правительство эту проблему не решает, несмотря на поступающие предложения ввести квоту работников, которых можно мобилизовать.
Судебная практика
Инспекция доказала, что компания производила бензин и не платила акцизы. Компания занималась переработкой нефтепродуктов. По документам компания производила стабильный бензин, судовое топливо и мазут. Такая продукция не является подакцизной - по этой причине компания не представляла декларации по акцизам и не платила акцизы. Инспекция при проведении выездной проверки сделала вывод о том, что на самом деле компания производила прямогонный бензин, являющийся подакцизной продукцией. Проверяющие сочли, что компания реализовывала бензин взаимозависимым лицам и намеренно не оформляла паспорта качества и не предъявляла протоколы испытаний, чтобы скрыть физико-химические свойства поставляемой продукции.

Компания обратилась в суд, чтобы оспорить решение инспекции. Проверяющие сообщили, что компания владеет НПЗ. По открытым данным инспекция смогла выяснить, что компания в 2005 году наняла научно-производственное предприятие, которое должно было с минимальными затратами увеличить производительность НПЗ. Проверяющие также определили, что НПЗ может производить прямогонный бензин, а по данным научно-производственного предприятия, установка на НПЗ была настроена так, чтобы производить только подакцизный прямогонный бензин.

Инспекция в ходе проверки выяснила, что Ростехнадзор выдал компании предписание: в проекте НПЗ отсутствовала ректификационная колонна, которую фактически возвели на территории НПЗ. Компания исполнила предписание и "узаконила" колонну. Компания настаивала на том, что появление колонны изменило типы выпускаемой продукции: с этого момента с завода не вышло ни капли подакцизного товара. Инспекция провела допрос сотрудников, оказалось, что колонна нужна была только для перераспределения светлых и темных нефтепродуктов, на виды выпускаемой продукции она не повлияла.

Вдобавок инспекция обнаружила, что реализация нефтепродуктов производилась через технические компании, которые не имели возможности перевозить, сливать и отгружать нефтепродукты. Тем не менее, конечными потребителями нефтепродуктов являлись угольные разрезы, которые приобретали прямогонный бензин для техники с дизельными двигателями. Причем инспекция определила цену, которую уплачивали конечные покупатели: она соответствовала цене, которую уплачивают при покупке прямогонного бензина. Суд счел, то инспекция доказала тот факт, что компания производила подакцизный товар. По этой причине суд отказал компании в признании решения незаконным.
Двоякое толкование нормы не позволило компании получить льготу. Сочинский стадион "ФИШТ" применял льготную ставку по земельному налогу, предусмотренную законом города Сочи. Из закона следовало, что льгота действует в отношении земельных участков под объектами научных учреждений и организаций, финансируемых за счет бюджета, в отношении земельных участков, используемых для непосредственного выполнения возложенных на них функций. Руководство стадиона посчитало, что земля под стадионом имеет соответствующее назначение - "стадион", поэтому применение льготы обоснованно. Инспекция не согласилась с тем, что на спорный земельный участок распространяются льготы и доначислила налог по ставке в 1,5%.

В суде инспекция пояснила, что направила запрос в департамент по по финансам и бюджету администрации Сочи. В ответ департамент направил разъяснения и сообщил, что никаких льготных ставок для стадионов и иных спортивных сооружений не предусмотрено. По всей видимости, в нормативном акте имелись в виду научные учреждения и [научные] организации, тогда как "ФИШТ" считал, что норма относится к любым организациям, финансируемым за счет бюджетов. Тем не менее, суд не заметил этой двойственности в толковании нормативного акта и забыл, что сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика. Суд счел доводы инспекции верными и оставил решение в силе.
"Дробление бизнеса": СКЭС потребовала учитывать уплаченный по УСН налог при расчете действительной налоговой обязанности. Группа компаний занималась обслуживанием многоквартирных домов в Санкт-Петербурге. У всех компаний был один учредитель - физическое лицо. Одна из компаний группы приняла на себя полномочия единоличного исполнительного органа во всех остальных компаниях из группы. Эта компания оказывала услуги по ведению бухучета, учета административных расходов и аудита. Компания применяла УСН. Инспекция при проведении проверки заподозрила, что группа компаний создала схему по уходу от налогообложения путем дробления бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц. Учитывая, что руководство и обеспечение текущей деятельности организаций осуществлялось единым управленческим аппаратом общества, налоговый орган доначислил обществу налоги по общей системе налогообложения, объединив показатели деятельности всех организаций, входящих в группу компаний.

Суды первой, апелляционной инстанций и суд округа согласились с доводами инспекции. Поскольку группа компаний незаконно применяла льготный налоговый режим, а сама компания руководила деятельностью, инспекция доначислила налоги по общей системе именно компании. Суды несколько подкорректировали расчет инспекции: они исключили из налоговой базы доходы по внутригрупповым сделкам. Налогоплательщик сообщил судам, что компании группы уплачивали УСН, этот налог нужно было учесть при подсчете действительной налоговой обязанности. Тем не менее, суды не согласились с таким аргументом и предложили группе компаний подать уточненные декларации и вернуть переплату из бюджета.

Компания обратилась в СКЭС ВС РФ, чтобы доказать свое право на учет сумм, уплаченных при применении УСН. Коллегия напомнила нижестоящим инстанциям, что для того, чтобы определить действительную налоговую обязанность, инспекция должна была учитывать суммы налогов, уплаченные элементами схемы «дробления бизнеса», доходы, расходы и ранее не заявленные вычеты по НДС. Размер доначисляемых налогов по ОСН подлежит уменьшению таким образом, как если бы налоги, уплачиваемые в рамках УСН, в рамках проверяемых периодов уплачивались налогоплательщиком-организатором. То есть инспекция должна была зачесть уплаченный УСН в счет налога на прибыль и иных налогов. Коллегия указала, что в ином случае не будет обеспечена последовательность и полнота переквалификации совершенных налогоплательщиком операций, правильность определения их последствий, а доначисление налогов в излишнем размере приобретет характер дополнительной санкции. СКЭС направила дело на новое рассмотрение.
Международное налогообложение
В РФ предлагают ввести авансовые платежи за иностранных работников, Фиксированные авансовые платежи по налогу от осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации иностранными гражданами предлагается брать за каждого такого работника в размере 1200 рублей с учетом коэффициента-дефлятора. Для высококлассных специалистов такой платеж составит 13 процентов от их заработной платы. Уплачивать такой платеж может как сам налогоплательщик, так и его налоговый агент - работодатель.
ФНС разработана форма уведомления налоговой о выборе иностранной организацией налогового органа для представления декларации по НДС. ФНС России разработала рекомендуемую форму такого уведомления, а также формат ее представления в электронном виде, а также порядок заполнения формы уведомления и порядок направления рекомендуемой формы сообщения о принятом решении налогового органа при приему уведомления иностранной организации.

Применяться они будут с 1 января 2023 года.

К уведомлению необходимо приложить доверенность, подтверждающую статус ответственного обособленного подразделения и дающую право представлять налоговые декларации по НДС и уплачивать налог в целом по всем обособленным подразделениям. В случае непредставления доверенности или при возникновении иного основания, препятствующего применению порядка представления налоговых деклараций и уплате НДС, налоговый орган направляет налогоплательщику сообщение о принятом решении налогового органа при приеме уведомления иностранной организации. После получения сообщения налогоплательщик должен устранить указанные в нем ошибки и повторить процедуру представления уведомления. И только после получения от налогового органа сообщения с решением об отсутствии оснований, препятствующих применению порядка представления налоговых деклараций и уплате НДС ответственное обособленное подразделение может приступить к исполнению своих обязанностей.

Опубликован Указ Президента №737 от 15.10.2022 об особенностях осуществления отдельных видов сделок. В частности, сделки нерезидентов из недружественных государств в отношении 1% акций (долей) российских финансовых ЮЛ подлежат согласованию в Комиссии.

Кроме того:

● продажа акций также требует получения разрешения, как и долей в соответствии с Указом 618;

● регулируются выплаты в уменьшение УК или ликвидации российских ЮЛ;

● регулируется вывоз наличной валюты свыше $10К;

● устанавливается порядок расчётов наличными между резидентами и нерезидентами по валютным обязательствам по банковскому счёту и по иностранным облигациям.
Слушаем подкаст GutenTax в Telegram
Подписывайтесь на наш канал и слушайте не только подкаст, но и получайте актуальные новости.
Подписаться
Бот по проверке контрагентов
Используйте наш бот для быстрой проверки компаний. Введите ИНН и получите численность сотрудников, доходы и уплачиваемые налоги.
Попробовать
Расслабьтесь с подкастом "Сомнолог"
Налогово-медитативный подкаст отправит вас на волнах Налогового кодекса в мир грёз и сновидений
Послушать сеанс
Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать.
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: kostalgin@taxadvisor.ru
Александра Алексеева
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: lxv@taxadvisor.ru
Алексей Яковлев
Партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: yakovlev@taxadvisor.ru
Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor"
info@taxadvisor.ru
+7 495 230 01 46
Отписаться от получения рассылки можно здесь