Taxadvisor weekly №43/23
Новости
Правительство доработало масштабный проект с поправками в НК РФ. Ко второму чтению Правительство РФ доработало поправки, касающиеся усиления контроля над ТЦО и сделками между взаимозависимыми лицами. Законопроект повышает штрафы за неуплату налога по контролируемым сделкам, если получателем дохода стал нерезидент, до 100% недоимки, но не менее 500'000 рублей (ст. 129.3 НК РФ). Госдума приняла проект во втором чтении.
Правительство систематизирует IT-законодательство. Минцифры обсуждает концепцию цифрового кодекса, чтобы систематизировать законодательство в сфере IT и телекоммуникаций. Авторы проекта заявляют, что в кодексе появится концепция Big Data, регулирование облачных цифровых услуг и сервисов, а также авторы концепции создадут механизмы ответственности при использовании искусственного интеллекта. Ожидается, что кодекс вступит в силу не раньше 2026 года.
ГД приняла поправки об ИИС в первом чтении. В НК РФ появится новая статья, о налоговых вычетах на долгосрочные сбережения. Вычет можно получить по взносам в негосударственные пенсионные фонды, по договорам долгосрочных сбережений, а также по пополнению нового ИИСа, открытого со следующего года. Общий лимит для всех платежей - 400'000 рублей в год. По общему правилу новый ИИС должен действовать не менее 10 лет, но в переходный период установили срок в 5 лет, который будет ежегодно повышаться на еще 1 год.
Правительство исключит дублирование полномочий при проверках бизнеса. На первом этапе из КоАП РФ исключат 46 составов, связанных с дублирующими полномочиями правоохранительных и контрольно-надзорных органов в отношении бизнеса. Законопроект установит приоритет профильных ведомств при проведении контрольных мероприятий. У правоохранительных органов останется функция по предотвращению правонарушений, с возможностью привлекать к ответственности граждан.
Судебная практика
Велик золотник и дорог: СКЭС рассмотрела спор о концентратах золота и платины. Налогоплательщик, осуществляющий добычу концентрата золота и платины, представил в налоговый орган декларацию по НДПИ, в которой исчислил налог по ставке 6% в отношении металлов золотой группы и налог по ставке 6,5% в отношении металлов платиновой группы с применением к общей налоговой базе рентного коэффициента (К(рента)), равного 1.

Налоговый орган доначислил НДПИ, пени и штраф. Основанием для принятия данного решения послужил вывод органа о том, что в отношении налоговой базы по металлам платиновой группы должен был применяться рентный коэффициент равный 3,5.

Суды трех инстанций согласились с мнением инспекции, указав, что повышенный рентный коэффициент равный 3,5, должен применяться в отношении содержащихся в концентрате металлов (за исключением золота), независимо от наличия золота в добытом полезном ископаемом.

СКЭС не согласилась с выводами судов нижестоящих инстанций. Как указал Верховный суд, в ряде случаев, согласно НК РФ, объектом налогообложения являются отдельные компоненты, содержащиеся в добытом полезном ископаемом. Более того, драгоценные металлы извлекаются из добытого ископаемого не самими добывающими организациями, а специализированными аффинажными организациями.

По мнению Верховного суда, произвольное повышение НДПИ для тех недропользователей, у которых уровень НДПИ и так превышает отмеченный Минфином России уровень, не соответствует целям введения рентного коэффициента. Подход, примененный судами при рассмотрении настоящего дела, не соответствует определению добытого полезного ископаемого, который объектом налогообложения НДПИ устанавливает в том числе концентрат, содержащий в себе как один, так и несколько драгоценных металлов, включая золото. При добыче концентрата, содержащего в себе несколько драгоценных металлов, общая стоимость добытого определяется с учетом доли содержания всех драгоценных металлов в концентрате и стоимости драгоценных металлов. Следовательно, общество правомерно применило рентный коэффициент равный 1.
СКЭС рассмотрит спор о проведении зачета в банкротстве. В деле о банкротстве завода суд признал недействительной сделку по зачету встречных однородных требований. Таким образом, один из кредиторов (общество) и завод являлись одновременно должниками и кредиторами друг друга. Другой кредитор отметил, что общество не имеет финансовой возможности передать в конкурсную массу завода деньги, но при этом одновременно претендует на распределение аналогичной суммы из конкурсной массы. Кредитор просил провести зачет и исключить общество из реестра.

Конкурсный управляющий настаивал на том, что проведение зачета нарушает права кредиторов, так как не соблюдается принцип очередности. Суды согласились с управляющим: зачет недопустим в силу самого факта открытия конкурсного производства.

Кредитор обратился в СКЭС ВС РФ с жалобой, в которой указал, что законодательство о банкротстве не устанавливает тотальный запрет на проведение зачета. Кроме того, общество не сможет погасить задолженность, но активно участвует в определении судьбы завода и претендует на распределение конкурсной массы. Судья Разумов счел доводы значимыми и передал дело на рассмотрение в коллегию.
Увеличение УК за счет нераспределенной прибыли прошлых лет приводит к возникновению дохода у акционера и квалифицируется как дивиденды. Инспекция установила, что единственным Акционером (иранской компанией) у Банка был увеличен уставный капитал за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. Согласно позиции Инспекции, при увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости доли его участника за счет нераспределенной прибыли прошлых лет у Акционера возникает доход в размере суммы увеличения номинальной стоимости доли, который следует квалифицировать как доход в виде дивидендов.

Суды двух инстанций поддержали подход инспекции, указали и разобрали прямо в данном деле сформированную практику по данному вопросу как в РФ, так и положения Модельной конвенции ОЭСР.

Банк попытался указать, что с 25.02.2022 Совет ОЭСР принял решение официально прекратить процесс присоединения с Россией. Таким образом, Россия больше не является кандидатом на вступление в ОЭСР и какие-либо правоотношения с данной организацией у России отсутствуют. Также Банк указывает, что Исламская республика Иран не является членом ОЭСР и правоотношения с ОЭСР отсутствуют. Однако, приводя указанный довод, Банк не учитывает, что дополнительные налоговые обязательства определены Инспекцией за 2018 год. Таким образом, события, произошедшие в феврале 2022 года, не имеют отношения к спорным начислениям.
Международное налогообложение
ФНС хочет следить за за большим количеством сделок с иностранными компаниями. ФНС может получить больше контроля над сделками с иностранными компаниями. Налоговая вместе с Минфином собираются расширить круг организаций, за которыми будут следить. Главная причина изменений – недопущение уклонения от уплаты налогов и вывода капитала из России. По действующим правилам, иностранную компанию признают взаимозависимой с российской, если ее доля в капитале составляет 25%. ФНС и Минфин хотят снизить это значение до 10%.
Обновленный в июне 2023 Перечень офшорных территорий будет применяться с 2024 года. Минфин опубликовал письмо, в котором напомнил, что обновленный Приказ вступает в силу с 1 июля 2023 года. Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.Таким образом, положения Приказа в части расширения Перечня офшоров, применяются с 1 января 2024 года.
ЦБ рассказал об интересе иностранцев к обмену активами. Взаимный интерес к обмену активами между российскими и иностранными инвесторами есть и у российского бизнеса (брокеров, управляющих компаний и других профучастников рынка), и у иностранного, сообщил первый зампред Банка России Владимир Чистюхин. При этом диалога с иностранными регуляторами по обмену активами нет, уточнил он.
Банк России планирует построить с ЦБ ОАЭ систему расчетов цифровым рублем. Это может произойти через год. Сейчас Банк России и группа банков 15 августа начали тестировать операции с цифровым рублем. На первом этапе будут тестироваться активные операции - открытие кошельков в цифровых рублях банкам, клиентам (физическим и юридическим лицам), переводы в цифровых рублях между клиентами и оплата в торгово-сервисных предприятиях.
ЦБ оценил рост продаж валюты после указа Путина о выручке экспортеров. После того как российских экспортеров обязали продавать не менее 90% от валютной выручки, объем продаж валюты на рынке достиг максимума за год (822,9 млрд руб.). Показатель вырос более чем вдвое по сравнению с сентябрем.
Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать.
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: kostalgin@taxadvisor.ru
Александра Алексеева
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: lxv@taxadvisor.ru
Алексей Яковлев
Партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: yakovlev@taxadvisor.ru
Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor"
info@taxadvisor.ru
+7 495 230 01 46
Отписаться от получения рассылки можно здесь