Правительство РФ одобрило ко второму чтению поправки в бюджетный пакет на 2026 год. В рамках налоговых поправок: для МСП предусмотрено поэтапное снижение порога выручки для уплаты НДС и применения УСН/ПСН (до 10 млн рублей к 2028 году). Сохраняется освобождение от НДС для российского ПО, предусмотрены льготы для радиоэлектронной промышленности, а также инвестиционный налоговый вычет для регионов. Для граждан введены НДФЛ-льготы, льготы по транспортному налогу и налогам на имущество в зонах ЧС. Также унифицировано налогообложение процентов по банковским вкладам. | | | Налоговики усилили контроль за ресторанами и кафе. Ведомство проверяет корректность начисления зарплат для получения налоговых льгот по НДС и соблюдение общепитом правил ККТ. Особое внимание уделяется выявлению фактов маскировки розничной торговли под общепит. Проверяются как общепиты, так и их контрагенты. Риски для бизнеса включают доначисления и штрафы, в том числе за “серые” зарплаты и занижение выручки. | | | Правительство РФ установило новый лимит доходов для исчисления страховых взносов. В 2026 году он составит 2 979 000 рублей в год в отношении каждого работника. Расчет произведен исходя из прогнозируемой среднемесячной зарплаты в 107 949 рублей, умноженной на 12 и коэффициент 2,3. Нововведение вступает в силу с 1 января 2026 года. Оно затронет всех работодателей, уплачивающих страховые взносы на своих сотрудников. | | | Регионы продолжают повышать транспортные налоги. Примеру Новосибирской, Оренбургской областей и Красноярского края следуют Рязанская, Липецкая области и ХМАО. Повышение налогов направлено на гармонизацию регионального налогообложения, выравнивание налоговой нагрузки и пополнение дорожных фондов для компенсации льгот. Для социально незащищенных граждан, а также организаций-перевозчиков и инвесторов льготы сохранят. | | | В Санкт-Петербурге в 2024 году по итогам ВНП возбуждено 23 уголовных дела. После предпроверочного анализа сумма "рисков" в проверяемых компаниях выросла с 3 млрд до 12 млрд рублей, а доначисления после выездных налоговых проверок (ВНП) составили 17 млрд рублей. В 2025 году сумма доначислений в городе выросла до 24,9 млрд. Среднее доначисление по одной ВНП в 2025 году увеличилось до 244 млн рублей. Для выявления рисков ФНС использует федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей. | | | ФНС активно проверяет трудоспособных неработающих россиян. Это касается граждан, которые не декларируют свои доходы, но совершают дорогие сделки, участвуют в международном налоговом обмене, сдают жильё или занижают цены при продаже имущества. Источники информации включают банковские выписки и соцсети. | | | Бизнес предлагает усовершенствовать налоговый режим для самозанятых. Основные инициативы: учитывать расходы на комиссии платформ по продаже услуг и аренду помещений при расчете налогов для устранения «двойного налогообложения»; увеличить лимит годового дохода для применения НПД; упростить перехода в статус ИП и создать систему мониторинга деятельности самозанятых для улучшения их кредитоспособности. Эти меры направлены на справедливое налогообложение и стимулирование предпринимательской активности. Отсутствие учета расходов и неактуальный лимит доходов делают текущий режим менее привлекательным, побуждая самозанятых уходить в тень. | | | ФНС назвала распространенные схемы оптимизации НДФЛ и страховых взносов. Это прямое уклонение от уплаты налогов и манипуляции с методологией. К первой схеме относятся "черно-серые" зарплаты и занижение базы. Вторая схема включает в себя подмену трудовых отношений самозанятостью и перевод средств на ИП гендиректора с послед ующим выводом через договоры дарения. Также выявлена схема оформления зарплаты в виде компенсации за вредные условия труда для офисного персонала. Для борьбы со схемами ФНС использует риск-ориентированный подход и сопоставляет банковские переводы с налоговой базой. Несоответствия служат поводом для проверок. | | | Супруг ИП был признан работником ИП в рамках патентной системы налогообложения ИП подал в Инспекцию заявление на патент на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке грузов без привлечения наемных работников. В выданном патенте была указана численность работников – 1 человек. ИП подал заявление на исправление численности на «0» человек и направил уведомление об уменьшении стоимости патента на страховые взносы. В обоих случаях ИП отказали: в первом случае – из-за отсутствия категории прав на управление транспортным средством (ТС), а во втором – из-за неуплаты взносов на ОПС. Но Инспекция, исходя из численности работников в «1» человек, уменьшила сумму налога по патенту на 50%. Первая инстанция поддержала Инспекцию: у ИП нет прав на управление транспортным средством, на котором осуществляется предпринимательская деятельность по патенту. Значит тут численность в «1» человек, а не в «0». Исходя из численности в «1» человек можно уменьшить сумму налога по патенту на 50%. В апелляции ИП отметил: первая инстанция не выяснила то, как осуществлялась предпринимательская деятельность без управления автомобилем. ТС принадлежит ИП на праве собственности и является совместной собственностью супругов. Супруг имеет права на управление этим ТС, а значит использование совместной собственности не обязывает заключать гражданско-правовой договор. ИП также указал, что автомобиль использовал в коммерческих целях, а его супруг - в личных. Более того, все противоречия и неясности в НК должны толковаться в пользу налогоплательщика. Апелляция также поддержала Инспекцию. Она указала: ИП и водитель ТС – родственники, что не исключает наличие трудовых или гражданско-правовых отношений между ними. У ИП нет категории прав на управление ТС, значит он не мог самостоятельно и им управлять. Это подтверждает осуществление предпринимательской деятельности с привлечением работников. А это явно не численность в «0» человек». Суд также отметил, что Инспекция исходя из численности в «1» человек правильно уменьшила сумму налога по патенту на 50%. | | | Воздушные линии электропередач - к какой амортизационной группе отнести?Компания поставила на учет воздушные линии электропередач и отнесла их к 6-й амортизационной группе со сроком полезного использования 10-15 лет. Инспекция настаивала, что они должны быть отнесены к 10-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 30 лет. По этому поводу Инспекция даже заявила экспертизу в суде первой инстанции, чтобы выяснить правильность кода ОКОФ, но суд отказал. Хотя кассация указала на эту возможность, отправляя дело на второй круг. Суд встал на сторону Компании. Чтобы правильно разрешить спор, суд проанализировал коды ОКОФ. Он отметил, что линии электропередач Компании стоят на металлических и железобетонных опорах. Они как раз относятся к коду ОКОФ 220.42.22.12.111. Минэкономразвития в своем письме также указывает, что к 6-й амортизационной группе относятся «линии электропередач местные воздушные» на металлических и железобетонных опорах, а отнесение должно быть исходя из кода ОКОФ. Суд также особо отметил, что Инспекция на новом круге рассмотрения почему-то не заявила судебную экспертизу. Хотя кассация указала на возможность ее проведения. А ведь заключение эксперта могло сыграть большую роль в разрешении спора. | | | Стоимость несогласованных работ нельзя списать в расходы как безнадежную задолженностьУчастник КГН Компания-исполнитель выполнила работы другому участнику КГН Компании-заказчику по ликвидации скважины. Однако данные работы договором предусмотрены не были. Заказчик не произвел оплату. Исполнитель не взыскал задолженность и отразил эту задолженность во внереализационных расходах по налогу на прибыль как безнадежную. Инспекция с этим не согласилась. И суд тоже. Суд отметил, что документально расходы не подтверждены, хотя были представлены договор подряда, акт о приемке работ и счет фактура. Выполнение исполнителем допработ без согласования с заказчиком не означает, что тот должен их оплатить. К тому же из документов видно, что Заказчик отказался подписать документы о приеме выполненных работ, никакого допсоглашения между сторонами не было. Компания, как ответственный участник КГН, указала, что учла стоимость допработ во внереализационных расходах по налогу на прибыль в 2011. На это суд указал, что это на вывод Инспекции никак не влияет. Суд отметил, что Компания не могла исправить ошибку за 2011 г. в расчете налога путем корректировки налоговой базы по налогу на прибыль за 2017 г. - истек 3-х летний срок для распоряжения переплатой. | | | Инспекция не будет самостоятельно рассчитывать переплату по налогу, если расходы из уточненки исключены. Даже если решение по таким расходам в пользу Компании. Участник КГН отразил во внереализационных расходах затраты по созданию ликвидируемого объекта незавершенного строительства, но во время налоговой проверки исключила эти расходы в уточненке. Оспаривая правомерность включения указанных сумм в расходы компания преуспела - ФНС России подтвердила ее право на такие расходы. ФНС России разрешила это сделать путем подачи уточненки. Компания посчитала, что Инспекция должна была учесть после подачи уточненки переплату по налогу на прибыль. Но Инспекция так и не определила действительную налоговую обязанность Компании. В частности, Компания отметила, что Инспекция отказала отразить переплату из-за подачи декларации по истечении трехлетнего срока. Суд не согласился с Компанией. Он отметил, что Инспекция нарушила права Компании в части непризнания расходов, а не в части определения действительного размера ее налоговой обязанности. Действительную налоговую обязанность Инспекция определила – учла корректировку Компанией своей налоговой обязанности и доплату налога. К тому же вышестоящий налоговый орган устранил нарушение прав Компании – разрешил скорректировать налоговую обязанность. Далее суд указал, что Инспекция не может отразить переплату на ЕНС в связи с подачей декларации по истечении 3-х лет. Но Компания может с обратиться в суд, чтобы восстановить пропущенный срок. При этом она должна учесть дату принятия ФНС решения о возможности корректировки налоговой обязанности. В конце концов Суд отметил, что Компания выбрала ненадлежащий способ защиты. | | | | Международное налогообложение
| | | Франция введет новый налог для богатых граждан. Это касается лиц с годовым доходом свыше €235 500, проживших во Франции не менее 3 лет за последние 10 лет, но переезжающих в страны с более низкими налогами. Налог будет взиматься 10 лет после выезда, с учетом налогов, уплаченных в новой стране, и распространяется только на юрисдикции, где налоги на 40% ниже французских. Цель — сокращение утечки капитала и повышение налоговой справедливости. | | | Финляндия может снизить налоги на электроэнергию. Цель изменений - привлечь операторов дата-центров. Премьер-министр Петтери Орпо заявил, что это является одной из мер по стимулированию инвестиций в страну после отказа Финляндии от закупки российской электроэнергии в 2022 году. Решение о снижении налога пока не принято. Правительство рассматривает и другие способы привлечения инвесторов. | | | | Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать. | | | | | Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor" info@taxadvisor.ru+7 495 230 01 46 | | Отписаться от получения рассылки можно здесь | | | |