Taxadvisor weekly №47/19
TAXADVISOR WEEKLY №47
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР НОВОСТЕЙ
С 02 ПО 08 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА
Налоговый подкаст - GutenTax! Слушайте и подписывайтесь на нас в iTunes, Яндекс.Музыка, Google podcast, Soundcloud.
Новости
Депутаты внесли законопроект о введении прогрессивной шкалы по НДФЛ. Традиция - вносить каждый год такой проект продолжается. В нем предлагается облагать доходы физических лиц свыше 24 млн. рублей в год по ставке 18%. Практически одновременно с этим появился и альтернативный проект. Предлагается снизить ставку до 5% для лиц, доходы которых менее 100 000 рублей в год, а также ввести раздельные ставки для дохода 0,1 - 3, 3 - 10 и > 10 млн. в год. Для последней категории лиц НДФЛ составит 1,6 млн. + 25% суммы дохода, превышающей 10 млн. рублей. Депутаты предлагают определить дату вступления закона в силу с 1 января 2019 года (увы, но это не наша опечатка).
Транспортный налог и курортный сбор хотят отменить. Инициативы имеют общую идею: собираемость низкая, а население очень чувствительно к любым поборам. Курортный сбор ставит в невыгодное положение российские туристические зоны. А транспортный налог просто никому не нравится. В пояснительной записке авторы приводят статистику по петициям граждан за его отмену. Выпадающие доходы бюджета уже компенсируются за счет индексации акцизов на бензин. Даже сам Президент поддержал идею отмены транспортного налога на одной из встреч с лидерами думских партий.
Минфин рассказал, в каких случаях асфальтированные дорожки не облагаются налогом на имущество. Ответ оказался весьма простым - если площадка или дорожка не являются самостоятельной недвижимостью, то и облагать не нужно. Минфин предлагает для квалификации использовать положения Гражданского и Градостроительного кодексов. Именно в них содержатся критерии недвижимого имущества и объектов капитального строительства. Также Минфин приводит ссылки на мнения ВАС и ВС, в которых суды определяли, в каких случаях асфальтированные дорожки являются самостоятельными недвижимыми объектами.
Президент подписал закон о еще большей либерализации валютного контроля. Ранее мы рассказывали вам о новых поправках в ФЗ о валютном контроле. С января из закона о валютном регулировании исчезнут упоминания ФАТФ и ОЭСР, вместо них появятся государства ЕАЭС и страны, обеспечивающие автоматический обмен информацией. Инициативные депутаты, внося законопроект в Думу, отмечали, что он позволит устранить неэффективные нормы валютного законодательства. Мы же надеемся, что принятые поправки спасут Алексея Ермакова и других представителей бизнеса от огромных штрафов.
Проект об обязательных требованиях внесен в ГД. Он предусматривает, что любые требования-ограничения должны вступать в силу с 1 марта или с 1 сентября, но не ранее чем через 3 месяца с момента опубликования. В законопроекте перечислены основные принципы установления требований: законность, определенность и системность, исполнимость требований. Каждый из НПА подлежит обязательному публичному обсуждению до его принятия. Проект также определяет статус разъяснений таких требований: издаются в форме приказа, подлежат регистрации и опубликованию, носят рекомендательный характер.
Судебная практика
Улучшающие положение налогоплательщиков акты вступают в силу в особом порядке. Предприниматель получил налоговое уведомление. Инспекция напомнила бизнесмену, что ему следует уплатить земельный налог за 2016 год, но увиденная сумма не соответствовала ожиданиям. Расчет суммы к уплате был произведен исходя из кадастровой стоимости, определенной местной администрацией в 2010 году.

Такой выбор предпринимателю оказался непонятен, ведь в декабре 2015 была утверждена новая кадастровая оценка земельных участков. В управлении ФНС и в судах трех инстанций коммерсанту объяснили: постановление администрации опубликовано 16 декабря и вступает в силу через месяц, то есть уже в январе следующего года. По этой причине новая оценка будет применима только для следующего налогового периода.

Верховный Суд заинтересовался специальным порядком вступления в силу постановления администрации, определяющим новую кадастровую оценку. Документ предусматривал, что применять его надо с 1 января 2016 года, а не по истечении месяца. Предприниматель заявлял этот довод, но суды его проигнорировали. Мол, всякое в нормативных актах пишут, а есть общий порядок.

Однако по новой кадастровой оценке земельные участки стоят меньше, а значит положение предпринимателя улучшилось. Уже по этому поводу высказывался Конституционный Суд и определил, что облегчающие налоговое бремя акты могут вступать в силу в указанную в них дату. Правы ли суды, разберется СКЭС.
Не стоит спешить со снятием ареста на основании сомнительных документов от судебного пристава. Компании доначислили больше миллиарда налогов. Вслед за этим решением последовали обеспечительные меры - приостановление операций по счетам в банке. Компания не планировала прекращать борьбу и обратилась в суд. Последний удовлетворил просьбу приостановить исполнение решение инспекции. При вынесении данного определения было учтено, что с деньгами, которые потенциально могут оказаться в бюджете, организация ничего не сделает.

Чего суд не знал, так это того, что банк, в котором у компании был открыт и позже арестован счет, испугается судебного пристава. По каким-то соображениям суд выдал компании исполнительный лист. Основание выдачи - определение о приостановлении исполнения решения инспекции.

Имея исполнительный лист и немного храбрости, судебный пристав направил в банк требование - снять арест, наложенный по приостановленному решению налоговой. Банк требование исполнил, и по счету компании было совершено несколько расходных операций. Исход такой клиентоориентированности - штраф по 134 статье НК. Его банк обжаловал, но проиграл все инстанции. В передаче в СКЭС также отказано.

Во-первых, "требование" пристава - ненадлежащее основание снятия ареста. Во-вторых, в требовании пристав вышел за рамки, установленные выданным исполнительные листом. В-третьих, обеспечительные меры, наложенные по просьбе налогоплательщика, не влияют на законность самих доначислений. К слову, управление ФССП позже признало действия своего служащего незаконными.
Дивиденды в натуральной форме - не безвозмездная реализация. Инспекция провела камеральную проверку декларации компании по НДС. Не устроило проверяющих то, как предприятие распорядилось зданием хранилища муки и земельным участком.

По решению общего собрания, данные объекты были распределены в качестве дивидендов из чистой прибыли за 13 лет. Ранее предъявленный к вычету НДС был восстановлен, а право собственности на недвижимость зарегистрировано за учредителями.

Налоговики посчитали, что произошла безвозмездная реализация, и доначислили налог. Разрешая спор, арбитр проанализировал разницу в объектах налогообложения. Налоговыми последствиями при выплате дивидендов являются НДФЛ и налог на прибыль - в зависимости от получателя. Ни реализации, ни каких-либо других объектов обложения НДС не возникает. Вдобавок, суд раскрыл инспекции тайну корпоративных прав: взаимные обязательства организации и ее учредителей должны были зародить у проверяющих сомнение в безвозмездности спорной операции.

Инспекция было заявила, что распределение дивидендов прикрывает вывод активов перед выездной проверкой. Однако и этой позиции суд подтверждения не нашел. В акте ВНП про здание и земельный участок и слова не было, а выявленная недоимка компанией погашена.
Международное налогообложение
Х5 Retail Group доначислили 1,5 млрд рублей, переквалифицировав последствия корпоративного структурирования. Российская компания (налогоплательщик) приобрела у кипрской компании группы доли участия в другой российской компании за 83 млрд. рублей. Оплата по сделке была построена так: часть суммы была оплачена деньгами, часть зачтена по ранее возникшему обязательству, а большая часть была предоставлена как процентный займ. В дальнейшем все права по займу были переданы другой компании группы. Через серию сделок у компании, приобретшей права требования, возникли соразмерные обязательства перед еще одной компанией группы, зарегистрированной в Люксембурге. Все компании группы принадлежали организации на Гибралтаре.

Инспекция в ходе налоговой проверки посчитала, что при такой реструктуризации активов российская компания приобрела налоговые выгоды в виде процентов по займу. Кроме того, по мнению Инспекции, все выплаты в адрес иностранных компаний должны быть квалифицированы как дивиденды, и с них должен быть удержан налог у источника. Поскольку иностранные фирмы не прошли тест на ФПД, инспекция применила ставку 15%.

Отказывая в статусе ФПД, инспекция исходила из того, что проценты по займу транзитом перечислялись люксембургской компании группы, которая отражала такой доход как дивиденды, руководствуясь соглашением с местными финансовыми органами.

Налогоплательщик отмечал, что в результате сделок у него вырос уровень капитализации, а основной целью сделок было не получение налоговой выгоды, а соблюдение критериев для формирования КГН.

Суд не принял доводы налогоплательщика и встал на сторону инспекции. Суд указал, что указанных результатов можно было достичь иным способом, не затрагивая интересов государства.

ОЭСР заявила о неразвитости в РФ системы международных налоговых споров. ОЭСР проанализировала правовую базу и практику взаимосогласительных процедур в России с 2016 по 2018 год. Эксперты пришли к выводу, что Россия не полностью соответствует требованиям для эффективного разрешения споров. Существенное число российских соглашений об избежании двойного налогообложения не содержит положений о проведении взаимосогласительных процедур. Об этом говорится в докладе ОЭСР.
ОЭСР провела исследования изменений налоговых поступлений. Так, в развитых странах налоговые доходы устоялись окончательно. По статистике ОЭСР, среднее соотношение налогов к ВВП в 2018 году составило 34,3%, практически не изменившись по сравнению с 34,2% в 2017 году.
Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать.
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: kostalgin@taxadvisor.ru
Александра Алексеева
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: lxv@taxadvisor.ru
Алексей Яковлев
Партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: yakovlev@taxadvisor.ru
Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor"
info@taxadvisor.ru
+7 495 230 01 46
Отписаться от получения рассылки можно здесь