Финальный Taxadvisor weekly 48/2024
С наступающим Новым 2025 годом !!!
Дорогие друзья,

Год подходит к завершению, и мы хотим искренне поблагодарить вас за то, что были с нами весь этот год! Ваши поддержка, интерес и внимание к нашей рассылке вдохновляют нас продолжать делать то, что мы любим, — делиться важной и полезной информацией о налогах и не только.

Пусть будущий год принесет только радостные моменты, успехов во всех начинаниях и финансовую стабильность. Желаем здоровья, благополучия и тепла вашим семьям, а также, конечно, меньше бумажной работы и больше времени для радостей жизни!

С наступающим Новым годом и Рождеством,
команда Taxadvisor
Новости
Правительство РФ вносит изменения в правила ведения реестров российского ПО. В Постановлении уточнят требования к совместимости ПО с операционными системами и процессорами, соответствующими национальным стандартам. Предлагают новые категории информации для реестров, вводят дополнительные требования к безопасности, функциональности и процедурам проверки соответствия, а также уточняют правила аттестации центров тестирования. Изменения вводятся поэтапно до 2027 года, с акцентом на использование отечественной инфраструктуры.
С 2025 года налогоплательщики смогут подавать жалобы в упрощенном порядке через ТКС и ЛКН. При подаче жалобы необходимо указать на её рассмотрение в порядке статьи 140.1 НК РФ. Налоговый орган, чьи акты или действия обжалуются, в течение семи рабочих дней либо удовлетворяет жалобу, либо перенаправляет её в вышестоящий орган для рассмотрения в общем порядке. ФНС уточняет, что упрощенный порядок не применяется к жалобам на решения, принятые в порядке ст. 101 и 101.4 НК РФ.
В 2024 году расходы госорганов и госкомпаний на закупку российского ПО и IT-услуг снизились на 36% по сравнению с 2023 годом, составив 196 млрд рублей. Количество заказчиков сократилось на 23%, а размещенных заявок – на 31%. Основные статьи расходов включают заказную разработку, эксплуатацию госинформсистем, обеспечение безопасности и импортозамещение. С 2025 года вводится запрет на использование иностранного ПО на объектах критической инфраструктуры, а госкорпорации обязаны переходить на отечественное ПО поэтапно. Эксперты связывают снижение затрат с завершением перехода на российский софт, сложностями замещения специализированных продуктов и сопротивлением специалистов.
Депутаты считают, что контроль над маркетплейсами нужно усиливать. Онлайн-торговля и маркетплейсы быстро растут, что усиливает риски монополии и неравной конкуренции с традиционной розницей. Депутаты и эксперты предлагают ввести закон для регулирования платформ, ограничить влияние крупных игроков, усилить контроль качества товаров и защиту работников. Бизнесу предлагают присоединиться к разработке новых правил.
Судебная практика
Суд защитил IT-компанию от лишения статуса, основанного на применении актов ФНС России с обратной силой. Организация была исключена из реестра аккредитованных IT-компаний на том основании, что в поданном ею согласии на раскрытие налоговой тайны (это обязательный документ для получения льготного статуса согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729) не был указан код 20009 (присвоен сведениям о доходах организации, об оплате труда работников, о применимых страховых взносах).

Организация оспорила решение Минцифры в суде, который поддержал заявителя. Было учтено, что классификатор кодов сведений, составляющих налоговую тайну, утвержден Приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@. При этом код 20009 был введен уже после подачи организацией согласия на раскрытие налоговой тайны. Тем самым, арбитражный суд пресек действия органов исполнительной власти, которые направлены на применение ведомственных актов с обратной силой.
Налогоплательщик не может отказаться от предоставления документов, запрошенных налоговой. Общество получило требование вне рамок налоговой проверки о предоставлении документов. Общество попросило отсрочить предоставление документов на 3 месяца, так как у Общества отсутствовали сотрудники для исполнения требования. Инспекция разрешила - только на 10 дней. В указанный налоговой срок документы Общество не предоставило, за что получило штраф.

Суд, поддерживая Инспекцию, указал, что из положений статьи 93.1 НК РФ не следует, что у налогоплательщика есть право отказать в представлении документов. Поскольку поступивший запрос был правомерен и обоснован, Общество должно было исполнить его и предоставить документы. При этом, как отметил суд налогоплательщик не может проверять основания направления требований о необходимости представления документов. Целесообразность истребования конкретного документа и (или) информации, содержащих сведения, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, входит в компетенцию контролирующего органа. Должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют объем необходимых контрольных мероприятий, а налогоплательщик не вправе давать оценку относительно полномочий налогового органа по истребованию конкретных документов (информации), необходимых для осуществления налогового контроля.
Акциз должен участвовать в формировании цены для целей расчета НДС. Общество смешивало подакцизные и неподакцизные товары и реализовывало их. Сумму акциза же у полученного товара не исчислялась.

По результатам налоговой проверки инспекция пришла к выводу о том, что обществом неправомерно не был исчислен акциз по операциям давальческой переработки нефтепродуктов в связи с неверной квалификацией операции по смешению подакцизных и неподакцизных видов нефтепродуктов. Кроме того, налоговый орган увеличил налоговую базу по НДС на сумму доначисленных акцизов и доначислил НДС.

Суды двух инстанций пришли к выводу, что исчисление НДС должно производиться исходя из фактически сформированной цены с применением расчетной ставки НДС к цене продажи товара. Фактически сформированной ценой является цена продажи топлива, и доначисление акциза не увеличивает цену реализации, соответственно у Общества отсутствует необходимость увеличивать налоговую базу по НДС на сумму доначисленного акциза.

Суды отклонили доводы налогового органа о том, что к налоговой базе по НДС должна быть применена ставка 18%, а не расчетная ставка 18/118, и о том, что невозможно исчислять НДС внутри акциза (налог внутри налога), как не соответствующие позиции Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.07.2023.

Суд округа с таким подходом не согласился. Если акциз в отношении объема готовой продукции (товара) продавцом не исчислялся и не уплачивался, то определение действительной стоимости подакцизного товара посредством увеличения цены реализации на сумму акциза, подлежащего исчислению и уплате в бюджет является правомерным.

При указанных обстоятельствах, налоговым органом доказан факт занижения обществом налоговой базы по НДС при реализации полученного в результате смешивания дизельного топлива (подакцизного товара) ввиду невключения в нарушение пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса в налоговую базу по НДС суммы акциза, начисленного по результатам выездной налоговой проверки. Судами первой и апелляционной инстанций сделан ошибочный вывод об отсутствии у общества обязанности уплачивать доначисленный налоговым органом НДС при доказанности налоговым органом факта занижения налоговой базы по НДС.
Международное налогообложение
Иностранным покупателям газа дали отсрочку на организацию работы с Газпромбанком. Президент подписал указ, которым разрешил иностранцам до 1 апреля 2025 года зачислять рубли за оплату российского газа на счет поставщика не только в Газпромбанке, но и в других кредитных организациях.
ФНС разъяснила порядок применения вычетов сумм НДС, уплаченных в бюджеты других государств - членов ЕАЭС. Для получения налогового вычета российским продавцам необходимо представить вместе с налоговой декларацией по НДС отчет об уплаченных суммах НДС и документы, подтверждающие уплату налога в бюджеты других государств - членов ЕАЭС (форма отчета приведена в приложении к настоящему письму).

Отмечено при этом, что в случае если реализация товаров осуществлялась через электронные торговые площадки российских продавцов - посредников и уплата сумм НДС в бюджеты других государств - членов ЕАЭС производилась российскими посредниками, то право на вычет возникает у этих посредников, а не у российских продавцов (собственников товаров).
На поддержку экспортеров выделят 12 млрд рублей. В рамках программы поддержки экспорта российским экспортёрам до конца 2024 года будет выделено 11,98 миллиарда рублей. Финансирование предоставит Министерство промышленности и торговли.
Как глава Nvidia сэкономил $8 миллиардов на налогах. Генеральный директор Nvidia Дженсен Хуанг, состояние которого оценивается в $127 миллиардов, использовал законные финансовые инструменты, чтобы минимизировать налоги на наследство. Благодаря стратегическим решениям его семья сэкономит около $8 миллиардов, которые иначе ушли бы в бюджет. Подробнее о деле мы написали в нашем ТГ-канале.
Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать.
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: kostalgin@taxadvisor.ru
Александра Алексеева
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: lxv@taxadvisor.ru
Алексей Яковлев
Партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: yakovlev@taxadvisor.ru
Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor"
info@taxadvisor.ru
+7 495 230 01 46
Отписаться от получения рассылки можно здесь