Долги россиян и бизнеса по налогам достигли рекордных 3,26 трлн рублей за 9 месяцев 2025 года. Две трети этой суммы составляют пени и штрафы. Причины роста — снижение прибыли компаний, высокие кредитные ставки, усиление налогового контроля, а также инфляция. Однако ФНС указывает, что показатель соотношения задолженности к поступлениям снизился, а ЕНС показал свою эффективность. Государство планирует возвращать недополученные средства через системное взыскание и гибкие механизмы, такие как рассрочки. | | | В 2025 году число юридических лиц в России сократилось на 2,08%. Это происходит впервые с 2022 года, в то время как число ИП выросло на 6,8%. Основные причины: сокращение открытия новых компаний из-за высоких ставок и осторожности в инвестициях, рост издержек и падение маржи у малого бизнеса, а также "расчистка" реестра ФНС от недействующих или недостоверных компаний. Предприниматели переходят в более простые формы (ИП, самозанятость) из-за меньшей налоговой и административной нагрузки. | | | Минфин отказал торговым центрам в предоставлении льготных страховых взносов. Ведомство подчеркнуло, что льгота доступна только для МСП в приоритетных отраслях, куда управление коммерческой недвижимостью не входит. Участники рынка утверждают, что это негативно повлияет на финансовую устойчивость управляющих компаний, учитывая низкую маржинальность отрасли, падение посещаемости ТЦ и рост вакансий. | | | Профучастники предложили ЦБ скорректировать новые лимиты концентрации активов в ПИФах. ЦБ ужесточает регулирование ПИФов, вводя требование учитывать в лимите концентрации активов (10%) помимо одного юрлица также связанные с ним компании. Участники рынка (управляющие компании) опасаются, что это усложнит управление секторальными фондами и ухудшит качество портфелей. НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) предлагает вывести из-под действия нового лимита индексные фонды и ценные бумаги по второй части сделки репо. | | | Власти планируют ввести очередной квазисбор. Минцифры обсуждает введение обязательной регистрации мобильных устройств в единой базе IMEI с 2027 года. За регистрацию будет взиматься плата — фиксированная для официально ввезенных устройств и процент от стоимости для "серых". Средства направят в бюджет или резерв универсального обслуживания. Цель — обеление рынка мобильных устройств и повышение безопасности граждан. | | | Власти запустили новый механизм "инвестиции вместо штрафов". Компании, допустившие серьёзные нарушения, смогут избежать уплаты штрафов, заключив соглашения об устранении нарушений с инвестированием средств. Механизм распространяется на восемь видов федерального контроля. Ростехнадзор уже заключил два таких соглашения. Инициатива является частью реформы контроля надзорной деятельности, ограничивающей плановые проверки и расширяющей основания для внепланового контроля. | | | Ответственности за предоставление пояснений не “в формате” Инспекции не будетИнспекция в рамках камеральной налоговой проверки потребовала у Компании пояснений по налоговой декларации – было направлено аж три требования. Компания их направила в срок в электронном виде по ТКС через ЭДО. Но вот формат предоставления пояснений, установленный приказом ФНС, соблюден не был. В итоге Инспекция решила привлечь Компанию к ответственности за неправомерное несообщение сведений. Суд поддержал Компанию: если пояснения представлены в электронном виде без соблюдения формата ФНС, то это не значит, что пояснения не представлены. Инспекция эти пояснения получила. Значит Компанию нельзя было привлечь к ответственности за неправомерное несообщение сведений. | | | Транспортный налог не начисляется с месяца начала розыска автомобиляКомпании в 2021 г. принадлежал автомобиль, который в этом же году был украден. В 2021 – 2024 гг. на него начислялся транспортный налог. В связи с хищением автомобиля Компания попросила Инспекцию перестать начислять транспортный налог с 2021 г. Инспекция отказалась это сделать – транспортный налог прекращает начисляться с месяца объявления автомобиля в розыск. В свою очередь, автомобиль был объявлен в розыск правоохранительными органами только в ноябре 2024 г. Компания на это отметила, что факт не объявления автомобиля в розыск не означает, что автомобиль не выбывал из собственности. В свою очередь, в постановлении следователя о возбуждении уголовного дела, вынесенном в августе 2024 г., было указано, что автомобиль был украден в 2021 г. Значит постановление следователя, в котором указана дата хищения автомобиля, – и есть то основание для прекращения начисления транспортного налога, а сам налог должен перестать начисляться именно с даты хищения указанной в постановлении. Суды поддержали Инспекцию. Они отметили, что момент прекращения исчисления налога связан с датой начала розыска, если, конечно, подтвержден факт хищения. При этом дата начала розыска – дата издания уполномоченным органом процессуального документа, который объявляет автомобиль в розыск. Суды отметили, что Компания не представила каких-либо документов, которые подтверждали бы факт нахождения розыска автомобиля с 2021 г. В свою очередь, Инспекция прекратила начислять налог с 1 ноября 2024 г. – с первого числа месяца начала розыска автомобиля. | | | При повторном нарушении валютного законодательства штраф заменить предупреждением нельзяРоссийская Компания заключила с контрагентом из Испании договор на оказание консультационных услуг по управлению магазинами франчайзи и т.д. Договор был поставлен на учет в уполномоченном банке. Компания оказала эти услуги, но вот оплату по ним так и не дождалась. В итоге Инспекция привлекла Компанию к ответственности за нарушение валютного законодательства. А суд поддержал Инспекцию. Компания попросила заменить суд административный штраф на предупреждение. Однако суд отказал: ранее Компания уже привлекалась к административной ответственности за различные нарушения валютного законодательства и не только. А неоднократное привлечение к административной ответственности не позволяет заменить штраф на предупреждение. | | | Отсутствие уведомления Инспекции о выборе способа расчета курсовых разниц привело к доначислениям Компания заключила договоры с различными российскими и иностранными контрагентами. Сумма обязательств по ним была выражена в иностранной валюте. Компания пересчитала свои обязательства перед контрагентами в рубли на последнее число каждого месяца и определила курсовые разницы. В результате Компания выявила убытки и отразила их во внереализационных расходах. Инспекция посчитала, что Компания завысила убытки по налогу на прибыль за 2022 г. из-за неправильного исчисления курсовых разниц по неисполненным на 31.12.2022 обязательствам. В частности, Компания учла отрицательные курсовые разницы без соотнесения их с положительными. Хотя по ряду договоров было установлено превышение отрицательных курсовых разниц над положительными, положительных над отрицательными и др. Суды поддержали Инспекцию. Они отметили, что НК устанавливает основной (пп. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ) и альтернативный способ (пп. 6.2 п. 7 ст. 272 НК РФ) учета курсовых разниц. Альтернативный предполагает: если отрицательная курсовая разница возникла в 2022 году по не прекращенным на 31.12.2022 валютным обязательствам, налогоплательщик может учитывать суммы по ним на дату исполнения обязательств. Именно альтернативным способом Компания и учитывала курсовые разницы. Однако для применения альтернативного учета необходимо было уведомить Инспекцию, чего сделано не было. Не уведомили Инспекцию? Значит учитываем курсовые разницы основным способом - отражаем их в том налоговом периоде, в котором происходило погашение обязательств. Компания пыталась возразить - она учитывала курсовые разницы так, как разъяснял Минфин РФ в одном из своих писем. А это исключает вину Компании в совершении налогового правонарушения. Но суды были непреклонны - это письмо не противоречит НК РФ и не оказывает общерегулирующего воздействия на общественные правоотношения, отличного от требований закона. Значит Компания виновата - нечего пенять на Минфин. И все же суды снизили размер штрафа: сыграли свою роль тяжелое финансовое положение, отсутствие умысла и т.д. | | | | Международное налогообложение
| | | Власти России рассматривают ответные меры на конфискацию суверенных активов в ЕС. Среди вариантов — частичная компенсация ущерба за счет прямых инвестиций структур из недружественных стран, таких как Нефтяной фонд Норвегии, группа APG и ЕБРР. Также обсуждается списание средств со счетов типа "С". Эти меры могут затронуть инвестиции суверенных фондов, банков с госучастием и международных финансовых институтов. Эти схемы являются ответом на блокировку активов ЦБ в Euroclear, против которого ЦБ подал иск в Арбитражный суд Москвы на 18,1 трлн рублей. | | | | Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать. | | | | | Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor" info@taxadvisor.ru+7 495 230 01 46 | | Отписаться от получения рассылки можно здесь | | | |