Taxadvisor weekly №33/21
"Налоговые оговорки: мифы и легенды" 30 сентября мы проводим вебинар. Регистрация и программа по ссылке.
Новости
Новые меры поддержки для IT. Минцифры согласовало со всеми заинтересованными отраслями новые налоговые льготы для IT-отрасли. Что планируется:

  • Инвестиционный вычет за внедрение российских программных и аппаратных решений
  • Ускоренная амортизация программно-аппаратных комплексов
  • Повышенный коэффициент включения в себестоимость затрат на искусственный интеллект.
Все эти меры согласованы с Минфином и точно будут включены во второй пакет поддержки IT-компаний.
Сомнительные валютные операции под контролем Правительства. Правительство планирует внести поправки в закон о валютном контроле. Законопроект вводит понятие "сомнительной валютной операции", однако критерии для такой операции определит ЦБ в соответствии с положениями 115-ФЗ. Уполномоченные банки будут выявлять все сомнительные операции, а Росфинмониторинг сможет "стучать" в ФНС. Еще у банков появится право запрашивать у клиентов сведения об источниках происхождения средств на счете, IP и MAC-адреса, номера телефонов и сим-карт, сведения о держателях электронной подписи.
Клининг с оговорками. Инспекции рекомендуют использовать налоговые оговорки в договорах с клининговыми компаниями. Директор Ассоциации Европейского бизнеса сообщает, что инспекции принуждают крупные компании использовать оговорку, фактически угрожая налоговыми проверками. Смысл налоговой оговорки в том, что заказчики услуг должны проверять контрагента на предмет исполнения обязанности по налогам и сборам. Бизнес может поддержать идею ФНС всюду вставлять налоговые оговорки, но бизнес должен делать это добровольно, а не принудительно. Представители компаний считают, что проверять исполнение налоговой обязанности должна ФНС, а не бизнес, а механизм налоговой оговорки не заставляет контрагента заплатить налоги. Инспекция будет требовать уплаты налогов с той компании, которая "в состоянии заплатить". Налоговая оговорка позволяет взыскать убытки с недобросовестного контрагента, но опять же - если инспекция не смогла или не стала, то почему этим должен заниматься бизнес?
В октябре в ГД внесут законопроект об обратном акцизе на каучук. Еще в прошлом году Президент РФ поручил Правительству разработать стимулирующие меры для производства каучука. Министр финансов Антон Силуанов подчеркнул, что демпфер (компенсация потерь для российских производителей, которые реализуют товар внутри страны дешевле, чем экспортеры) станет действенной мерой. Компании отрасли участвуют в разработке, но пока не готовы давать развернутые комментарии. Известно, что главными получателями поддержки станут Сибур и ТАИФ.
Дело о взыскании налогов с контрагента передали на новое рассмотрение. В прошлых выпусках мы рассказывали вам о компании, которая требовала взыскать НДС с контрагента. Напомним: спор дошел до СКЭС. Мотивировки и полного текста судебного акта пока нет, зато портал Pravo.ru рассказал, как шло заседание и почему дело вернули на новое рассмотрение. Юрист компании-заявителя сообщил суду, что подрядчик создавал видимость того, что все в порядке и даже выиграл конкурс. А ответчик, наоборот, настаивал на том, что заказчик на все смотрел "сквозь пальцы". В частности, заказчика не смутило, что пропуска на объект выдавались не на тех людей, а по поводу техники заказчик даже не уточнял, есть ли она в собственности у подрядчика. Зато представитель ФНС смог только туманно пояснить, что "налоговая приветствует развитие инструмента взыскания убытков, потому что это может сократить число игроков рынка, которые не выполняют обязательства или передают их третьим лицам". СКЭС решила, что судам нужно разобраться в том, кто виноват в доначислениях.
Судебная практика
Компенсация расходов вышестоящему налоговому органу не положена. Правда это касается только ситуации, когда вышестоящая инспекция не являлась участником судебного процесса.

Налоговая обратилась в суд с требованием о компенсации судебных расходов на оплату проезда. При этом налоговая, которая заявила такое требование, не являлась участником судебного процесса.

Суд, отказывая в заявленных требованиях, указал, что наличие каких-либо внутриведомственных актов, обязывающих делегировать для участия в рассмотрении судебных дел сотрудников вышестоящих налоговых органов, не может повлечь возникновения у лица, не участвовавшего в деле, права на возмещение судебных расходов.

Кроме того, сам по себе факт несения налоговым органом расходов на проезд представителя в отсутствие доказательств, что указанный налоговый орган является лицом, участвующим в деле, не является обстоятельством, которое позволяет возложить обязанность по возмещению понесенных расходов на Налогоплательщика.
Правильность отнесения расходов к "косвенным" нужно доказывать налогоплательщику. Налогоплательщик ведет разработку алмазного месторождения и добывает драгоценные камни (природные алмазы). Разработка месторождения природных алмазов осуществляется открытым способом, алмазосодержащая руда добывается в карьере.

В рамках ведения своей деятельности налогоплательщик учитывал прямые и косвенные расходы. Налоговая в ходе проверки не согласилась с отнесением части расходов в состав косвенных - "под нож" попали расходы на дизельное топливо для ТС, расходы по водоотведению, расходы на металл для ремонта ТС и оборудования, расходы по ремонту и обслуживанию техники, расходы на обслуживание насосных станций, расходы на обогащение руды.

Налогоплательщик возражал - подход налоговой и судов нижестоящих инстанций, по сути, означает, что косвенных расходов у налогоплательщика не может быть в принципе, поскольку все расходы, которые подлежат учету в порядке статьи 318 НК РФ, связаны с производством и включаются в себестоимость.

Суд, поддерживая налоговую, указал, что все эти расходы действительно непосредственно связаны с технологическим процессом производства (добычи) алмазов, формируют себестоимость готовой продукции и являются прямыми расходами.

Суд отметил, что спорные расходы связаны с основным производством Налогоплательщика, а именно производством по добыче алмазосодержащей руды при очистных работах в карьере, ее погрузке и перевозке для дальнейшей переработки, а также с процессом обогащения руды на обогатительной фабрике.

Если налогоплательщик относит спорные материальные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам, он должен обосновать правомерность исключения таких затрат из состава прямых расходов и включения в состав косвенных.
СКЭС посчитает количество штрафов за ввоз нескольких партий товара по недостоверным ДТ. Компания ввозила в РФ курагу и кондитерские изделия. Для ввоза компания представила в таможенный орган 12 деклараций на товары. Чтобы подтвердить соблюдение ограничений, установленных ЕАЭС, компания предоставила декларации о соответствии. В ходе проверки таможенный орган выяснил, что декларации о соответствии получены с нарушением требований закона. Соответственно, при таможенном декларировании компания представила недостоверные сведения о товарах. Таможенный орган вынес 12 постановлений о привлечении компании к ответственности (по количеству поданных деклараций) по ст. 16.7 КоАП РФ.

Компания посчитала, что она совершила только одно правонарушение, а не 12, и обратилась в суд. Суды первой и апелляционной инстанции поддержали позицию таможенного органа и отказали в удовлетворении требований. А суд округа посчитал, что компания права - объектом правонарушения по ст. 16.7 КоАП РФ является установленный порядок таможенного декларирования, а деянием - представление документов, содержащих недостоверные сведения. Общество совершило одно правонарушение - представило недействительные документы.

Таможенный орган обратился в СКЭС ВС РФ. В жалобе таможенный орган указал, что компания ввозила 12 отдельных партий товара, каждое из 12 оспариваемых постановлений о привлечении к ответственности предусматривает санкцию за самостоятельное правонарушение, связанное с ввозом отдельной партии товара. Судья ВС РФ Тютин счел эти доводы значимыми. Теперь за дело возьмется СКЭС ВС РФ.
Международное налогообложение
Цифровой налог принесет в российский бюджет более $100 млн. Цифровой налог для иностранных IТ-компаний будет приносить России от $53 млн до $103 млн в год. Правительство, по слухам, уже определилось с размером нового налога для цифровых компаний, который предположительно составит 3%, сообщало Минцифры. Под новый налог попадут международные IТ-компании и маркетплейсы, которые будут платить 3% от дохода, полученного от россиян.
Минфин предлагает смягчение от разрыва СИДН с Нидерландами. Российское ведомство предложило правительству способ смягчить последствия разрыва соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами для бизнеса. Конкретное решение пока не принято. «Мы свои предложения направили, ждем реакции. Окончательное решение за правительством и администрацией президента», – сказал заместитель министра финансов Алексей Сазанов. Бизнес предлагал ранее предусмотреть 5%-ную ставку налога на дивиденды в пользу голландских публичных компаний.

При этом Минфин не планирует перезаключать налоговое соглашение с Нидерландами. Регулятор отправил нидерландской стороне запрос об условиях, на которых они готовы перезаключить соглашение, но ответа не получил.
Бизнес заманивают в «русские офшоры». Минфин до конца года внесет в Госдуму законопроект о донастройке преференциального режима в специальных административных районах (САР) в Калининграде и Владивостоке, чтобы повысить его привлекательность. Закон должен вступить в силу к весне-лету 2022 г. По новым правилам компания должна быть создана до 2020 г., к моменту переезда должна просуществовать не менее трех лет, а контролирующие лица доли от 75% должны быть неизменны на момент переезда по сравнению с датой на 1 января 2020. Снизится и налогообложение доходов, которые холдинговая компания будет распределять в пользу своих конечных бенефициаров. Все ставки снижаются практически до 10% по пассивным доходам, при выполнении определенных обязательств.
Экономика ОЭСР все еще не вышла на допандемийный уровень. ВВП составляющих ОЭСР развитых стран во втором квартале этого года увеличился на 1,6% к первому кварталу (тогда рост составил 0,6%), при этом уровень общего ВВП все еще остается на 0,7% ниже, чем был до пандемии, следует из данных ОЭСР.
Слушаем подкаст GutenTax в Telegram
Подписывайтесь на наш канал и слушайте не только подкаст, но и получайте актуальные новости.
Подписаться
Бот по проверке контрагентов
Используйте наш бот для быстрой проверки компаний. Введите ИНН и получите численность сотрудников, доходы и уплачиваемые налоги.
Попробовать
Расслабьтесь с подкастом "Сомнолог"
Налогово-медитативный подкаст отправит вас на волнах Налогового кодекса в мир грёз и сновидений
Послушать сеанс
Если у вас возникли вопросы по затронутым в выпуске материалам и не только, не стесняйтесь нам писать.
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: kostalgin@taxadvisor.ru
Александра Алексеева
Управляющий партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: lxv@taxadvisor.ru
Алексей Яковлев
Партнер
тел.+7 495 230 01 46
email: yakovlev@taxadvisor.ru
Вы получаете это письмо как подписчик юридической компании "Taxadvisor"
info@taxadvisor.ru
+7 495 230 01 46
Отписаться от получения рассылки можно здесь